загрузка...

Проблема звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие ([с]—[с'], [з]—[з'], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [щ], [ч]) и сонорные звуки ([л]-[л'], [р]-[р']).

Неправильное произношение приносит ребенку немало огорчений в детском саду, а в школьном возрасте может появиться переживание дефекта. Сверстники замечают искажение звуков, высмеивают, взрослые постоянно делают замечания, в школьных тетрадях появляются необычные ошибки. Ребенок начинает стесняться во время общения со сверстниками и взрослыми, отказывается участвовать в праздниках с рассказыванием стихов, неуверенно чувствует себя во время ответов на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно со стороны взрослых не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. В одних случаях требуется помощь логопеда, в других — достаточно индивидуальных занятий с педагогом, родителями. При этом участие родителей в речевой работе обязательно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: необходимо вызвать интерес у детей, а для этого использовать игру, рисование, художественное слово и другие средства, побуждающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.

Довольно успешно можно использовать следуюие приемы: называние и дорисовывание недостающих картинок, обобщение понятий одним словом, исключение неподходящей картинки, договаривание слов и отгадывание загадок, разучивание потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок, стихов, игры со словом, работу со связным текстом, сопровождение речи движением, обводку и раскрашивание рисунков с комментированием, разнообразные упражнения по звуко-буквенному анализу и многие другие.


Смотрите также: Как проводить артикуляционную (речевую) гимнастику
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:

Яна (22:19:11 05/12/2009):
Статья хорошая, но хотелось бы чтобы данный вопрос был раскрыт шире. Чтобы были затронуты причины и проблемы овладения детьми правильным звукопроизношением на разных возрастных этапах дошкольного детства. Тогда статья была бы просто незаменима. Причем хотелось бы увидеть раскрытие проблем не только детей с нарушениями в развитии(ЗПР,ЗРР,ФФН, слабослышащие,слабовидящие,у/о и пр.), но и с сохранным развитием.

юлия аришина (16:34:55 16/03/2015):
я не знаю как определять время , вообще не знаю и правильно не умею произносить.

зарема (17:36:44 20/02/2016):
javascript:click_smile('')

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет шесть умножить на пять?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "