"За карасями" И.С. Шмелев

Первая часть из сборника "Как я встречался с Чеховым"

Это были встречи веселые, в духе рассказов Антоши Чехонте. Чехов был тогда еще А. Чехонте, а я – маленьким гимназистом. Было это в Москве, в Замоскворечье.

В тот год мы не ездили на дачу, и я с Пиуновским Женькой, – упокой, Господи, его душу: пал на Карпатах, сдерживая со своим батальоном напор австрийской дивизии, за что награжден посмертно Св. Георгием, – днями пропадал в Нескучном. Мы строили вигвамы и вели жизнь индейцев. Досыта навострившись на индейцах, мы перешли на эскимосов и занялись рыболовством, в Мещанском саду, в прудах. Так назывался сад при Мещанском училище, на Калужской. Еще не чищенные тогда пруды славились своими карасями. Ловить посторонним было воспрещено, но Веревкин Сашка, сын училищного инспектора, был наш приятель, и мы считали пруды своими. В то лето карась шел, как говорится, дуром: может быть, чуял, что пруды скоро спустят и все равно погибать, так лучше уж погибать почетно. Женька так разъярился, что оттащил к букинисту латинский словарь и купил "дикообразово перо" – особенный поплавок, на карасей. Чуть заря – мы уже на прудах, в заводинке, густо заросшей "гречкой", где тянулась проточина, – только-только закинуть удочку. Женька сделал богатую прикормку – из горелых корок, каши и конопли, "дикообразово перо" делало чудеса, и мы не могли пожаловаться. Добычу мы сушили и толкли питательный порошок, или по-индейски – пеммикан, как делают это эскимосы.

за карасями шмелев

Было начало июня. Помню, идем по зорьке, еще безлюдным садом. В верхушках берез светится жидким золотцем, кричат грачата, щебечут чижики по кустам, и слышно уже пруды: тянет теплом и тиной, и видно между березами в розоватом туманце воду. Только рыболовы знают, что творится в душе, когда подходишь на зорьке к заводинке, видишь смутные камыши, слышишь сонные всплески рыбы и расходящийся круг воды холодком заливает сердце.

"А, черррт!.. – шипит, толкая меня, Женька. – Сидит какой-то… соломенная шляпа!.."

Смотрим из-за берез: сидит покуривает, удочки на рогульках, по обе стороны. Женька шипит: "Пощупаем, не браконьер ли?" Но тут незнакомец поднимается, высокий, голенастый, и – раз! – тащит громадного карасищу, нашего, черноспинного, чешуя в гривенник, и приговаривает баском таким: "Иди, голубчик, не упирайся", – спокойно так, мастера сразу видно. И кому-то кричит налево: "Видали, каков лапоток?" А это сбоку, под ветлами, Кривоносый ловит, воспитатель училищный. А незнакомец на кукан карася сажает, прутик в рот карасю просунул, бечевочку под жабры, а на кукане штуки четыре, чисто подлещики, с нашей прикормки-то. Видим – место все неудобное, ветлы, нельзя закинуть. И Кривоносый тащит – красноперого, золотого, бочка оранжевые, чуть с чернью. А карасище идет, как доска, не трепыхнется. Голенастый, в чесучовом пиджаке, в ладоши даже захлопал: "Не ожидал, какое тут у вас рыбье эльдорадо! Буду теперь захаживать". Смотрим – и на другой удочке тюкает, повело… Женька шипит: "Надо какие-нибудь меры… самозванцы!" А незнакомец выволок золотого карасищу, обеими руками держит и удивляется: "Не карась – золотая медаль!" Сердце у нас упало. А Кривоносый орет: "А у меня серебряная, Антон Павлыч!.." А незнакомец опять золотого тащит – и плюнул с досады в воду: плюхнулся карасище, как калоша. Ну, слава тебе господи!

Подошли поближе, уж невтерпеж, Женька рычит: "А, плевать, рядом сейчас закину". Смотрим – чу-уть поплавок, ветерком будто повело, даже не тюкнуло. Знаем – особенное что-то. И тот сразу насторожился, удочку чуть подал, – мастера сразу видно. Чуть подсек – так там и заходило. И такая тишь стала, словно все померли. А оно в заросли повело. Тот кричит: "Не уйдешь, голуба, знаю твои повадки, фунтика на два, линь!.." А линей отродясь тут не было. Стал выводить – невиданный карасище, мохом совсем зарос, золотце чуть проблескивает. А тот в воду ступил, схватил под жабры и выкинул, – тукнуло, как кирпич. Кинулись мы глядеть, и Кривоносый тут же. Голенастый вывел из толстой губы крючок, – "колечко" у карасины в копейку было, гармонья словно! – что-то на нас прищурился и говорит Кривоносому, прыщавому, с усмешкой: "Мещане караси у вас, сразу видно!" А Кривоносый спрашивает почтительно: "Это в каком же смысле?.. В Мещанском пруду-с?" А тот смеется, приятно так: "Благородный карась любит ловиться в мае, когда черемуха… а эти, видно, Аксакова не читали". Приятным таким баском. Совсем молодой, усики только, лицо простое, словно у нашего Макарки из Крымских бань. "А вы, братцы, Аксакова читали? – нам-то. – Что же вы не зажариваете?.." Женька напыжился, подбородок втянул и басом, важно: "Зажарим, когда поймаем". А тот вовсе и не обиделся. "Молодец, – говорит, – за словом в карман не лезет". А Женька ему опять: "Молодец в лавке, при прилавке!" – и пошел направо, на меня шипит: "Девчонка несчастная, а еще Соколиное Перо! Черт, сказал бы ему: „Наше место, прикормку бросили‛!"

Стали на место, разматываем. Ветлы нависли сажени на две от берега, чуть прогалец, поплавку упасть только-только. Размахнулся Женька – "дикообразово перо" в самом конце и зацепилось, мотается, а мотыль-наживка над самой водой болтается. А там опять карасищу тащут! Женька звонил-звонил – никак отцепить не может, плещет ветками по воде, так волны и побежали. "Плевать, всех карасей распугаю, не дам ловить!" А "дикообразово перо" пуще еще запуталось.

Незнакомец нам и кричит: "Ну чего вы там без толку звоните! Ступайте ко мне, закидывайте, места хватит!" А Женька расстроился, кричит грубо: "Заняли наше место, с нашей прикормки и пользуйтесь!" И все звонит… А незнакомец вежливо так: "Что же вы не сказали? У нас, рыболовов, правила чести строго соблюдаются… Прошу вас, идите на ваше место… Право, я не хотел вам портить!" А Кривоносый кричит: "Чего с ними церемониться! Мало их пороли, грубиянов!.. На чужой пруд пришли – и безобразничают еще. По какому вы праву здесь?" А Женька ему свое: "По веревкинскому, по такому!" Кривоносый и прикусил язык.

А клевать перестало, будто отрезало: распугал Женька карасей. Похлестали они впустую, незнакомец и подошел к нам. Поглядел на нашу беду и говорит: "Не снять. У меня запасная есть, идите на ваше место. – И дает Женьке леску, с длинным пером, на желобок намотано, – у Перешивкина продается, на Маховой. – Всегда у нас, рыболовов, когда случится такое… – Потрепал Женьку по синей его рубахе, по „индейской‛: – Уж не сердитесь…"

Женька сразу и отошел. "Мы, – говорит, – не из жадности, а нам для пеммикана надо". – "А-а, – говорит тот, – для пеммикана… Будете сушить?" – "Сушить, а потом истолкем в муку… так всегда делают индейцы и американские эскимосы… и будет пеммикан". – "Да, – говорит, – понимаю ваше положение. Вот что. Мне в Кусково надо, карасей мне куда же… Возьмите для пеммикана". Вынул портсигар и угощает: "Не выкурят ли мои краснокожие братья со мною трубку мира?" Мы курили только "тере-тере", похожее на березовые листья, но все-таки взяли папироску.

Сели все трое и покурили молча, как всегда делают индейцы. Незнакомец ласково поглядел на нас и сказал горлом, как говорят индейцы: "Отныне мир!" – и протянул нам руку. Мы пожали в волнении. И продолжал: "Отныне моя леска – твоя леска, твоя прикормка – моя прикормка, мои караси – твои караси!" – И весело засмеялся. И мы засмеялись, и все закружилось, от куренья.

Потом мы стали ловить на "нашем" месте, но клевала все мелочь, "пятачишки", как называл ее наш "бледнолицый брат". Он узнал про "дикообразово перо" и даже про латинский словарь, пошел и попробовал отцепить. Но ничего не вышло. Все говорил: "Как жаль, такое чудесное "дикообразово перо" погибло!" – "Нет, оно не погибнет!" – воскликнул Женька, снял сапоги и бросился в брюках и в синей своей рубахе в воду. Он плыл с перочинным ножом в зубах, как всегда делают индейцы и эскимосы, ловко отхватил ветку и поплыл к берегу с "дикообразовым пером" в зубах. "Вот! – крикнул он приятному незнакомцу, отныне – брату. – Задача решена, линия проведена, и треугольник построен! – Это была его поговорка, когда удавалось дело. – Мы будем отныне ловить вместе, заводь будет расчищена!"

"Брат-бледнолицый" вынул тут записную книжечку и записал что-то карандашиком. Потом осмотрел "дикообразово перо" и сказал, что заведет и себе такое. Женька, постукивая от холода зубами, сказал взволнованно: "Отныне "дикообразово перо" – ваше, оно принесет вам счастье!" Незнакомец взял "дикообразово перо", прижал к жилету, сказал по-индейски: "Попо-кате-петль!" – что значит: "Великое сердце", и положил в боковой карман, где сердце. Потом протянул нам руку и удалился. Мы долго смотрели ему вслед. "Простяга!" – взволнованно произнес Женька высшую похвалу: он не бросал слова на ветер, а запирал их "забором зубов", как поступают одни благородные индейцы.

Мимо нас прошел Кривоносый и крикнул, тряся пальцем: "Отвратительно себя ведете, а еще гимназисты! Доведу до сведения господина инспектора, как вы грубили уважаемому человеку, – больше вашей ноги здесь не будет, попомните мое слово!"

Женька крикнул ему вдогонку: "Мало вас драли, гррубиянов! – сплюнул и прошипел: – Бледнолицая ссо-ба-ка!.."

Припекло. От Женьки шел пар, словно его сварили и сейчас будут пировать враги. Пришел Сашка Веревкин и рассказал, что незнакомец – брат надзирателя Чехова, всю ночь играл в винт у надзирателей, а потом пошли ловить карасей… что он пишет в "Будильнике" про смешное – здорово может прохватить! – а подписывает, для смеха, – Антоша Чехонте. А кривоносого выгонят, только пожаловаться папаше, – записано в кондуите про него: "Был на дежурстве не в порядке, предупреждение". Женька сказал: "Черт с ним, не стоит". Он лежал на спине, мечтал: нежное что-то было в суровом его лице.

Случилось такое необычное в бедной и неуютной жизни, которую мы пытались наполнить как-то… нашим воображением. Многого мы не понимали, но сердце нам что-то говорило. Не понимали, что наш "бледнолицый брат" был поистине нашим братом в бедной и неуютной жизни и старался ее наполнить. Я теперь вспоминаю, из его рассказов, – "Монтигомо Ястребиный Коготь" – так, кажется?..

История создания рассказа "За карасями" И.С. Шмелев

Шмелев вспоминает свои первые юношеские встречи с Чеховым. Страсть к "сочинительству" была необоримой. И некую светлую побудительную роль, безусловно, сыграл А.П. Чехов. Образ его легкой, но незабываемой тенью вошел в память маленького гимназиста. Случайные встречи через много лет стали казаться Шмелеву судьбоносными в выборе пути писателя - страдальца, заступника народного. Чехов остался на всю жизнь его истинным идеалом.

Это первое печатное произведение И.С. Шмелева о А.П. Чехове, помимо несомненных художественных достоинств, заключает в себе источник важной информации биографического характера. Эта информация касается не только героя и участника событий Ивана Шмелева, но и непосредственно описываемой в ней с фактографической точностью личности Антона Чехова. Обнаруживаемые здесь сведения имеют несомненное историко-литературное значение и позволяют отнестись к очерку как к мемуарным материалам о А. П. Чехове, дополняющим "летопись" жизни и творчества писателя. Интересен составленный в деталях портрет Чехова, каким его увидел и запомнил "маленький гимназист" Ваня Шмелев. Схваченные им характерные "черточки" в облике писателя не только совпадают с описаниями его внешности в воспоминаниях других современников, но и существенно корректируют их: "высокий, голенастый", с "приятным таким баском", "совсем молодой, усики только, лицо простое". Именно Шмелев в своих воспоминаниях сообщает ценные сведения о круге чтения Чехова, любившего посещать букинистов и приобретать книжные раритеты, в том числе, как запомнилось Шмелеву, старинные жития.

Портрет Чехова, нарисованный Шмелевым, – это портрет красивого, высокого, очень привлекательного человека, внутренне цельного, незаурядного, крупного, значительного, благородного.

Почему рассказ носит двойное название? - Ответ: для автора важно передать свою встречу с Чеховым и в то же время рассказать о рыбной ловле.

Эпитеты для описания природы: жидким золотцем, в розоватом туманце, метафоры: смутные камыши, сонные всплески.

Эпитеты для описания карасей: «громадного, золотого», увеличительные суффиксы «карасище», метафоры «Видали, какой лапоток?», сравнения «чисто подлещики; идет, как доска; не карась, золотая медаль».

Значение слов

Дикобразово перо - особенный поплавок на карасей.

Букинист - торговец подержанными и старинными книгами.

Прикормка - богатая, из горелых корок, каши, конопли.

Пеммикан - толченый порошок из сушеной рыбы.

Каким увидел Чехова Шмелев в своем рассказе "За карасями" - главный герой рассказа А.П.Чехов предстает перед нами человеком простым, общительным, доброжелательным, увлекающимся, добродушным, легко идущим на контакт с подростками

Краткое содержание рассказа "За карасями" И.С. Шмелев

Чехов был тогда еще Антошей Чехонте, а автор-рассказчик — маленьким гимназистом.

Летом мальчик со своим другом Женькой пропадает в Нескучном саду. Строили вигвамы, играли в индейцев. Потом перешли на эскимосов, занялись рыболовством в Мещанском саду на прудах (при Мещанском училище).

Карасей было очень много, ловились они хорошо. Женька отнес к букинисту латинский словарь и купил "дикобразово перо" — на карасей. И прикормку сделал особенную.

Добычу свою мальчишки сушили, растирали в порошок и делали из нее эскимосскую пищу — пеммикан.

Однажды на прикормленное место пришли воспитатель училища и какой-то голенастый незнакомец в чесучовом пиджачке — сразу видно: мастер рыбной ловли. Совсем молодой, лицо простое, усики, приятный басок. Таскает он карасей — одного больше другого.

Женька сердит: они с приятелем прикормили, а чужие пользуются, да еще лучшее место заняли.

Мальчишки уселись под ветлами, леска-то и запуталась в ветках, и "дикобразово перо" тоже. Незнакомец пригласил их устраиваться рядом — места на всех хватит.

Разговорились. Незнакомец проявил большое знание индейской жизни, он и про пеммикан знал, и "трубку мира" с мальчишками выкурил: "Отныне моя леска — твоя леска, твоя прикормка — моя прикормка, мои караси — твои караси", — и отдал^мальчишкам своих карасей.

А Женька прямо в брюках и рубахе, сняв только сапоги, бросился в воду с ножом в зубах и срезал ту ветку, где запуталось "дикобразово перо". Эту ценность подарили незнакомцу. Он прижал перо к сердцу и уложил в карман.

А потом пришел Сашка Веревкин, чей отец был училищным инспектором, и рассказал, что незнакомец этот пишет в газетах, а подписывается для смеха — Антоша Чехонте.

"Многого мы не понимали, но сердце нам что-то говорило. Не понимали, что наш "бледнолицый брат" был поистине нашим братом в бедной и неуютной жизни и старался ее наполнить. Я теперь вспоминаю один из его рассказов, — "Монтигомо Ястребиный коготь" — так, кажется?"

Когда происходит действие рассказа?

Летом, автор-гимназист, 12лет. Год рождения Шмелёва- 1873 +12 = 1885 г. В 1884г. Чехов закончил медицинский факультет Московского университета, занимался врачебной деятельностью и печатал в сатирическом журнале "Будильник" смешные рассказы, подписывая их литературным псевдонимом Антоша Чехонте. В рассказе Чехову 25 лет.

Где происходит действие?

В Москве, Замоскворечье, Мещанском саду при Мещанском училище.

Основная мысль рассказа

"Случилось такое необычное в бедной и неуютной жизни, которую мы пытались наполнить как-то нашим воображением. Много мы не понимали, но сердце нам что-то говорило. Не понимали, что наш "бледнолицый брат" был поистине нашим братом в бедной и неуютной жизни и старался её наполнить."

Что же необычного случилось в жизни детей?

взрослый человек сумел понять их, отнестись к ним с уважением, произошла яркая встреча, оставившая след, они стали лучше, добрее, другими.

ЛИЧНОСТЬ ЧЕХОВА

Портрет(внешний вид, лицо): соломенная шляпа, высокий, голенастый, совсем молодой, усики, лицо простое. Простота, скромность.

Речь: приговаривает баском, сказал ,как индейцы, про Аксакова: "рыбье Эльдорадо". Свидетельствует об образованности, начитанности, чувстве юмора.

Поведение: приятно смеётся, в ладоши захлопал, удивляется, не обиделся, вежливо спрашивает, потрепал по спине, протянул руку, ласково поглядел - вежливость, доброжелательность, умение расположить к себе, необидчивость, обаятельность. Удивительный дар Чехова- обаяние! Вот такой Чехов у Шмелёва: весёлый, обаятельный, скромный. ОН - ЛИЧНОСТЬ!


Смотрите также: "Тоска" А.П. Чехов


Комментарии посетителей сайта:

Зинка (20:30:36 27/02/2018):
очень хорошая и полезная информация. мне помогли, спасибо. нужен был портрет Чехова

Гость (20:20:01 20/03/2018):
тупые

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет семь умножить на три?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2018 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "