"Высокая болезнь" поэта. "Высокая болезнь" Б.Л. Пастернак. План сочинения
I. Поэма "Высокая болезнь" — отражение раздумий Пастернака о "заложничестве" культуры у времени, о сложном месте поэта в истории ("Искусство называлось трагедией. Так и следует ему называться". "Охранная грамота"):
1. особенности композиции поэмы:
а) намеренная разорванность повествования отражает ритм времени, передает повествованию созвучность эпохе;
б) эпический характер повествования, поскольку масштабны исторические события, отраженные в поэме.
II. Художник и время ("Надо быть в бреду по меньшей мере, чтобы дать согласие быть землей". "Болезни земли"):
1. окружающая жизнь полна величия и смуты ("Рождается троянский эпос");
2. "болезнь земли" становится болезнью поэта ("Высокая одна болезнь еще зовется песнь");
3. жизнь превращается в ожидание смерти ("И сон застигнутой врасплох земли похож был на родимчик, на смерть, на тишину кладбищ");
4. тема Маяковского — поэта, подчинившего свое творчество нуждам эпохи и пытавшегося стать деятельным участником новой жизни ("Дурак, герой, интеллигент в огне декретов и реклам горел во славу темной силы; идеалист-интеллигент печатал и писал плакаты про радость своего заката");
5. трагичность роли поэта в ходе истории как свидетеля, а не деятеля ("Мы были музыкой во льду... Мы были музыкою чашек, ушедших кушать чай во тьму глухих лесов");
6. взгляд поэта на события истории со стороны, сквозь прожитые годы ("Теперь из некоторой дали не видишь пошлых мелочей. Забылся трафарет речей, и время сгладило детали, а мелочи преобладали");
7. образ поэта-пророка как наследие литературы XIX века с горечью заменяется на роль пассивного наблюдателя ("Проснись, поэт, и суй свой пропуск". Сравним: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли");
8. безысходность существования царского самодержавия и призрачность будущего ("И уставал орел двуглавый от стягивающейся облавы неведомого мятежа... И будущность была мутна");
9. образ Ленина — исторического деятеля, выступившего вперед и способного "дерзать от первого лица" ("Он управлял теченьем мыслей и только потому страной").
III. Определяющее значение как поэмы, так и всего творчества Пастернака — пафос правды ("Верю я, придет пора — силу подлости и злобы одолеет дух добра". "Нобелевская премия"):
1. осмысление поэтом исторической личности в судьбе его поколения ("Предвестьем льгот приходит гений и гнетом мстит за свой уход").
Смотрите также:
Темы сочинений. Борис Леонидович Пастернак Лирика.