загрузка...

Учить или не учить?

Учить или не учить?Ни для кого не секрет, что наш век является стремительным. Наверное, поэтому молодые родители, боясь опоздать, спешат сразу после появления на свет малыша спланировать его будущее и решить следующие проблемы: сколько лет сидеть с ребенком дома, отдавать ли его в ясли, нанимать ли няню, с какого возраста приглашать специалистов по раннему обучению ребенка, в какую гимназию отдавать учиться, какой из вузов окажется достойным принять чадо после окончания 11 класса. Перечисленные проблемы не являются надуманными, они волнуют почти всех мам и пап, бабушек и дедушек. Решая их, трудно учесть множество переменных, из которых состоит наша жизнь. Все родители, стремясь заранее спланировать и облегчить жизнь ребенка, почему-то уверены, что их ребенок окажется гениальным: будет развиваться семимильными шагами, возможно, проявит музыкальные способности, умственную или художественную одаренность, блестяще окончит школу…

Однако в жизни все, к сожалению, гораздо сложнее и прозаичнее, и далеко не всегда сбываются наши мечты. Но как бы там ни было, почти перед всеми молодыми родителями встает вопрос: учить или не учить малыша? А главное, когда начинать? В год, в два, в три?

Существует множество взглядов на проблему раннего развития ребенка: одни специалисты считают, что ребенка до 3 лет не надо учить ничему, - ему необходима свобода. Был бы хороший уход за ребенком, а остальное все придет к нему с годами. Другие считают, что учить ребенка можно и нужно, но только ненавязчиво в игре, учитывая возрастные возможности малыша. Третьи доказывают, что ребенку до трех лет необходимо дать как можно больше новой информации по всем областям знаний (истории, географии, искусствоведения и т.д.). Есть педагоги и психологи, которые предлагают разработанную ими почасовую сетку занятий с ребенком, в которой планируется обучение ребенка с полутора лет двум иностранным языкам (по два раза в неделю каждый), математике, компьютерной грамотности и т.д.

Какого же подхода следует придерживаться в воспитании малыша?

Давайте попробуем проследить, как развивается познавательная сфера ребенка, и после этого решим: чему его учить и первую очередь, а может быть, и не учить вовсе. Сам научится! Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и др. Но, как отмечает выдающийся психолог XX столетия Л.С. Выготский, главной, доминирующей функцией данного возраста является восприятие. А это значит, что наибольших успехов ребенок этого возраста достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. Именно восприятия является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь.

Каких успехов достигает ребенок в области восприятия?

Дети второго года жизни могут узнавать на картинках различные предметы по их некоторым деталям (при этом цвет не играет никакой роли). Но не всегда дети могут соотнести нарисованный предмет с реальным, и этому их надо учить. Так, например, читая ребенку книгу, мама может задать вопрос: "Кто это?" - и ответить: "Зайчик", а затем показать игрушечного зайку: "Зайка на картинке и зайка у меня в руках". Позже на вопрос "кто это?" ребенок будет отвечать сам.

Восприятие ребенка раннего возраста в значительной степени отличается от восприятия дошкольника. Попробуйте провести эксперимент: на глазах ребенка разобрать пирамидку и попросить собрать ее обратно. Сначала ребенок будет действовать наугад и вряд ли без помощи взрослого придет к верному решению. Чтобы восприятие малыша совершенствовалось, ему можно предложить не только пирамидку, но и набор мисочек разных размеров, чтобы малыш вставлял одну в другую, матрешку и т.д. Играя с этими игрушками, ребенок вскоре поймет, что предметы отличаются по форме и по величине, что мисочку нельзя надеть на штырек пирамидки, и что маленький предмет легко помещается в большой.

Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и мы тоже можем помочь ему. Например, родитель, показывая ребенку два яблока, говорит: "Это желтое яблоко, а это красное. Дай мне желтое!" Как отмечает психолог В.С. Мухина, ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов.

Развитию восприятия будут способствовать игры "Раз жучок, два жучок", "Помоги зверюшкам", "Вкусный чай" и другие. Родители смогут и сами придумать массу игр и вставить их в контекст жизненных событий и ситуаций. И если ребенок в период раннего детства прочно овладеет такими понятиями, как "большой", "маленький", "круглый", "квадратный", "красный", "желтый", "зеленый", "синий" и д.р., то и овладевать впоследствии знаниями в школе ему будет гораздо легче.

Продолжая разговор о познавательной сфере малыша, следует отметить, что роль восприятия в процессе развития памяти, мышления и внимания также чрезвычайно велика.

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием – узнаванием. Если полугодовалый ребенок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми постоянно общается, то ребенок к концу второго года жизни может узнать то, что видел или слышал несколько недель тому назад. Ребенок второго года жизни уже может запоминать простейшие музыкальные мелодии и напевать их. Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию внимания. Теперь ребенок может рассматривать не только то, что находится вокруг него, но и то, что может самостоятельно достать с полок, вытащить из шкафов, взять со стола. Таким образом, малыш учится удерживать свое внимание на различных предметах, которые попадают в его поле зрения. В тот момент, когда ребенок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях предмета: "Какой красивый цветок. Посмотри, какие у него маленькие зеленые листики".

Мышление ребенка развивается в процессе манипулирования различными предметами. Если малышу необходимо закрыть детскую кастрюлю крышкой, он будет действовать методом проб и ошибок, подбирать различные крышки и прикладывать их к кастрюлям, пока не найдет нужную. Мышление ребенка начинает развиваться более интенсивно с развитием речи. Малыш задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Наблюдения Б. Уайта (1982) показывают, что одной из характерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка является его умение вести разговоры со взрослым человеком, как со своим сверстником.

По мере овладения речью, ребенок значительно меняется, он начинает по-другому относиться к окружающему. От 1 года 2 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым слова по собственной инициативе. На втором году жизни начинается усвоение грамматического строя речи. От 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев в речи ребенка появляются двухсловные предложения. В 2-3 года в предложениях, сказанных ребенком, появляется согласованность между отдельными частями.

Таким образом, в раннем детстве, прежде всего, необходимо развивать у ребенка восприятие и речь (и обязательно в игровой форме, без принудительных и скучных "уроков"). Этого мнения придерживается большинство ведущих педагогов и психологов. Это и наш ответ родителям на вопрос: "Учить или не учить ребенка в возрасте от года до трех лет?".


Смотрите также: Уроки рисования
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:

Галина (10:26:38 17/04/2009):
от года все понятно,а до года чем заинтересовать ребенка если игрушки не вызывают интерес?

Виктория (16:54:18 07/09/2009):
Мы до года занимались по методике Домана и сейчас продолжаем.Очень помог сайт Цены нормальные и игры описаны.

Гость (13:13:21 31/07/2010):
Попробуйте заинтересовать окружающим миром. Попробуйте ходить и рассказывать бо всем, что на глаза попадется! Я так и делала.

Александра (00:37:31 23/01/2011):
Купите книгу "Развивающие игры" Бабанин, Кролева. Мне помогла эта книга.Читайте ребенку стихи, сказки, разговаривайте с ним, описывайте Ваши действия. Мой ребенок играет с игрушками только, если я рядом, и только , если я показала, как с ними играть. Ищите подход к своему ребенку.БОльше интересуйтесь=) Удачи!

Варя мама (13:40:00 28/11/2012):
Мы сыну сами читаем много, а вот он никак не хочет сам( Буквы с трудом учим. Кубики Зайцева брала у подруги - тоже занимались из под палки. Мама\папа читает и все, дальше никак, включи мультки или компьютер(( Я смотрю, это вообще распространенная проблема, вот девочка тоже пишет прямо как про нас. И вот не знаю, толи заставлять, толи ждать пока сам заинтересуется.

ксения мама 2 проказников сыночков (15:05:29 04/04/2013):
старшему 6 лет, младшему 4. старший ходит на подготовку, там задания выполняет с большим интересом и терпением, а дома невозможно заставить. знает буквы и свободно читает слога из 2,3,4-х букв. но больше ничего не хочет. а младший с интересом за ним наблюдает.

Татьяна (12:01:51 01/06/2013):
нам 11 мес. в какой-то момент я тоже стала мучиться тем, что ребенка сложно чем-то занять, а потом поняла - он сам знает, что ему интересно! а близкие как правило всё запрещают - в ящики нельзя, шкаф не открывай, в кошачьи миски не лезь и тд. в тот момент когда я сняла все эти бессмысленные запреты ребенок стал неузнаваем - всему радуется, стремится узнавать новое...да и мне стало легче видя такие перемены, остается только предотвращать травмы и прибирать))))) давайте будем внимательнее к желаниям деток!!!))))

Молодая мама (11:01:16 22/11/2013):
Всё, что написано в статье, мы делали с сыном до года)) Читали книжки, играли с мисками, тазиками, пальчиковыми красками, пластилином, карандашами рисовать учились. Согласна с Татьяной, у меня с рождения не было запретов! Я сына с 3 месяцев на пол на животик выкладывала, перед ним интересный предмет,он всё смотрел, учился ползти. Потом ползать начал - все ящики открывал, всё доставал. А игрушки, чтобы были интеренсны надо показывать интересную игру, разговаривать за игрушки и проч. Ещё мы месяцев с 6 играли в прятки (любимая игра до сих пор). Он от меня уползал (а теперь убегает) и прячется (раньше за шторкой), потом я от него (ползком). А после года мы за книжкой много времени проводим, изучаем страны и флаги.

Гость (18:33:25 04/12/2015):

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет три умножить на восемь?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "