загрузка...

Тема свободы в лирике А.С. Пушкина. План сочинения

Неволя была, кажется, музою — вдохновительницею нашего времени.
П. А. Вяземский

I. "Свобода" — ключевое понятие творчества Пушкина:

1. свобода как социальный, политический, философский и нравственный идеал поэта (понимание свободы распространяется на все жизненные состояния человека; наличие свободы определяет целостность жизни);

2. переосмысление понятия свободы на различных этапах жизни и творчества поэта (изменения в развитии общества и накопление жизненного опыта влияют нв миросозерцание поэта, в частности на понимание категории свободы).

П. Эволюция темы свободы:

1. "свободою горим":

а) свобода человека и гражданина ("Вольность", 1817 г. — традиции Радищева и Державина, высокий одический стиль и гражданский пафос, выражение идей декабристов и собственных взглядов на устройство общества);

б) "свобода Отчизны от самовластья" ("К Чаадаеву", 1818 г. — служение идеалам свободы, личностное звучание подчеркивается жанром послания);

в) свобода поэта и независимость творчества ("К Н. Я. Плюсковой", 1818 г. — первое стихотворение о назначении поэта, заявлена позиция стихотворца: "Свободу лишь учася славить, ...я не рожден царей забавить", возвышенный слог усиливает значимость высказанных мыслей);

г) "...нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян" (А. С. Пушкин) ("Деревня", 1819 г. — высказаны политические призывы, близкие декабристам, двухчастная композиция, элегия и сатира, построенная по принципу антитезы, подчинена основной идее — осуждению "барства дикого");

2."одна свобода мой кумир":

а) романтические идеалы свободы ("Узник", 1822 г. — страдание души от несоответствия действительности идеалам, желание покинуть окружающий мир-'"темницу", наполнение стихотворения романтическими символами);

б) "к чему стадам дары свободы?.." ("Свободы сеятель пустынный...", 1823 г. — трагические мысли о неспособности бороться за свободу и принять ее, написано в стиле евангельской притчи в серьезной и возвышенной тональности, отражено своеобразие пушкинского восприятия темы свободы: восторженные призывы сочетаются с драматическими нотами);

в) "прощай, свободная стихия!.." ("К морю", 1824 г. — последнее романтическое стихотворение поэта, прощание с прежними идеалами свободы, желание найти свободу не вне, а внутри себя);

г) "и умер бедный раб у ног непобедимого владыки" ("Анчар", 1828 г. — философское осмысление рабства и деспотизма, поэтическая картина-снмвол носит вневременное значение, неприятие ни раба, ии господина, не способных бороться со злом);

4. "я не хочу печалить вас ничем" ("Я вас любил...", 1829 г. — свобода в любви, уважение личности другого человгека, его чувств есть залог личной свободы);

5. "на свете счастья нет, а есть покой н воля" ("Пора, мой друг, пора!..", 1834 г. — сочетание свободы и счастья в жизни человека идеально, а потому нереально, счастье ежеминутно, временно, а свобода — постоянная потребность);

6. "веленью Вожию, о муза, будь послушна":

а) свободв творческой личности ("Из Пинде-монти", 1836 г. — осознание духовной свободы как высшего проявления независимости, соединение понятий счастья и свободы в занятиях творчеством, поэзией);

б) поэтическое завещание ("Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", 1836 г. — прославление свободы в жестокий век есть проявление высоких и добрых чувств как высшее предназначение поэта и его поэзии).

III. Свобода — основополагающее состояние человека и залог максимального раскрытия творческих возможностей и осуществления высших духовных стремлений.


Смотрите также: Темы сочинений Александр Сергеевич Пушкин Лирика. "Евгений Онегин". "Капитанская дочка"
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:


Нет комментариев к этой статье, предлагаем Вам обсудить данную статью при помощи формы, расположенной ниже. Выразите свое мнение, написав отзыв о прочитанном на этой странице. Спасибо.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет шесть умножить на пять?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "