загрузка...

Сочинение. Трагичность образа Евгения Базарова

Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве многих русских писателей как XIX, так и XX веков, она волнует современных литераторов и, думаю, будет актуальна всегда, пока существует и развивается человеческое общество. Каждый из писателей по-своему видел этот конфликт и его участников. Так, например, в комедии А. С. Грибоедова Чацкий, представитель "века нынешнего", выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с реакционным фамусовским обществом и его устоями "века минувшего". Так же и в "Грозе" А. Н. Островского молодежь является светлым лучом в "темном царстве" отживающих свой век самодуров. М. Ю. Лермонтов, напротив, в уходящем поколении видел то лучшее, чего не находил в современниках. Общим же во многих случаях для этого конфликта было то, что он был вызван различием жизненных принципов или политических воззрений сторон. В конфликте романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" нашел отражение идейный антагонизм дворянских либералов и демократов шестидесятых годов XIX века. Раскрытию его подчинена система персонажей произведения: столкновение "века нынешнего" и "века минувшего" обусловливает разграничение героев на "отцов" и "детей".

Персонажи произведения не делятся автором на два антагонистических лагеря просто по возрасту. Искренним и убежденным выразителем идей "детей" можно назвать лишь Базарова. Аркадий Кирсанов, ровесник Евгения и первоначально его единомышленник, в конце концов выбирает жизненные принципы "отцов" и оказывается в их лагере.

Базаров, воплощающий в романе тип человека новейшего поколения, демократа, разночинца, новый герой русской литературы, — центральное действующее лицо произведения. Он действительно типичный представитель демократической молодежи шестидесятых годов. В его рассуждениях нашли отражение идеи крупнейших деятелей российского демократического движения. Убедиться в этом можно из следующего сопоставления: Базаров говорит о сущности человеческой природы: "Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой... Нравственные болезни происходят... от безобразного состояния общества". Он почти дословно повторяет слова Чернышевского: "Каждый человек — как все люди, в каждом точно то же, что и в других... все зависит от общественных привычек и обстоятельств". Называя "таинственные отношения между мужчиной и женщиной" "чепухой, гнилью, художеством", Базаров повторяет аналогичные рассуждения Добролюбова: "Кто не убирает розовыми цветами идеализма — простой, весьма понятной склонности к женщинам?" Нашли отражение в речах Базарова и некоторые рассуждения Писарева.

К лагерю "детей" примыкают также "нигилисты" Кукшина и Ситников. В этих образах читатель видит осуждение Тургеневым лженигилизма, или "базаровщины". К модному общественному движению, как это часто бывает, примыкали порой личности недостойные, лишние, они пристраивались по глупости или из корыстных убеждений, чтобы показать всем свою значимость. А на самом деле неопрятная, развязная, глупая Евдокия Кукшина и пустышка Ситников не понимают до конца смысла идей, а лишь бездумно повторяют их, упиваясь сознанием собственной неординарности. Сам Базаров относится к своим "единомышленникам" с крайним, порой оскорбительным пренебрежением. Образы Кукшиной и Ситникова играют в романе еще одну важную роль: они — пародия на Базарова, карикатура нигилизма. Автор использует этот прием, чтобы снять с Базарова героический ореол, подчеркнуть слабые стороны его взглядов.

Изображая Базарова, Тургенев не упускает трагические стороны его судьбы. В первую очередь одиночество. Ведь в конечном счете у этого человека не было никого, кто бы до конца понимал его, разделял его убеждения, верил ему, любил и уважал его и к кому оц сам относился бы так же. Хотя Базаров и отрицал весь этот "романтизм", однако, возвратившись домой во второй раз, стал "томиться тоскливою скукой и глухим беспокойством " и начал искать общества. Аркадий, с которым Базаров был дружен, в конце концов оставляет его, любовь к Одинцовой была почти безответна, кроме того, мучительна. Он не верил в это чувство, презирал влюбленных ("этакий человек — не мужчина") и потому негодовал, обнаружив в себе "рыцарские чувства", которые "считал чем-то вроде уродства или болезни". Любовь опровергла его нигилизм.

Драматична разобщенность Базарова с крестьянством. Однажды он сказал Аркадию, что возненавидел "этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого... должен из кожи лезть и который... даже спасибо не скажет". Евгений умеет говорить с мужиками, и простой люд не чурается его, но, когда он, по обыкновению презрительно подтрунивая, заговорил с одним мужиком, тот в свою очередь сказал о Базарове с "небрежной суровостью": "Болтал кое-что... известно, барин; разве он понимает?" Базаров и не догадывается, что в глазах крестьян был чем-то вроде шута горохового.

Несомненно, трагична скоропостижная смерть героя. Он умирает по нелепой случайности, умирает молодым, полным надежд и неистраченных сил.


Смотрите также: Базаров и Павел Петрович Кирсанов. План сочинения
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:

Талян Ч. (15:55:27 29/11/2010):
Так, ученики 10 класса, это сочинение занято!

данил (14:08:15 14/11/2011):
ну в разных школах и городах могут писать это сочинение хоть все, лишь бы учителя были разные

Леся (20:20:14 07/05/2012):
а у вас нет плана к сочинению?

Стерва (16:40:52 11/02/2013):
А чё обьём такой мизерный?

маша (19:47:31 29/11/2015):
спс

Гость (21:31:37 09/06/2016):
Мда.Что-то нето

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет шесть умножить на пять?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "