загрузка...

Сочинение"Прощаясь снова с тем, с чем давно простилась..." А. Ахматова (По "Поэме без героя")

"Поэма без героя" создавалась Анной Андреев-вой Ахматовой на протяжении многих лет. "Я посвящаю эту поэму памяти ее первых слушателей — моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады", — пишет в предисловии поэт.

Произведение возвращает читателей в 1913 год, названный "последним", именно последним мирным годом. Ахматова воссоздает эпоху как свидетель и как судья.

Я забыла ваши урокн,
Краснобаи и лжепророки!

К. И. Чуковский очень точно отметил, что поэма проникнута пафосом неминуемой гибели. Трагичность темы подчеркнута галереей маскарадных ликов, в которых угадывается лицо эпохи.

Несчастная любовь молодого драгуна ("драгунский Пьеро") и актрисы Глебовой-Судейкиной (Путаница-Психея) — центр лирического произведения — создает тот поэтический накал, который необходим широкому эпическому полотну, рисующему драматический отрезок исторического времени. Облик Блока ("Это он в переполненном зале Слал ту черную розу в бокале"), голос Шаляпина ("Будто эхо горного грома, — Наша слава и торжество!") дополняют достоверность картины.

В поэме существует еще одна и весьма значительная историческая параллель — образ Петербурга (не случайно первая часть имеет подзаголовок: "Петербургская повесть"). Сквозной образ города, переходящий из одной части в другую, связывает прошлое и настоящее.

Образ, который вмещает в себя и гротескность Гоголя, и муки совести Достоевского. Город — немой свидетель людских драм и одновременно хранитель чего-то главного, что не исчезает с годами лихолетья.

Важным составляющим творчества, Ахматовой является мотив исторической памяти — "бег времени". Проникновенно он звучит в "Поэме без героя":

Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет —
Страшный праздник мертвой листвы.

Автор пытается понять причины прошлых в нынешних трагедий. Объединяя себя со всеми, она пытается судить и себя:

Разве я других виноватей?

Так в произведение входит мотив совести и вместе с ним осознание вины каждого за происходящее.

Две важнейшие темы — совести и памяти, — сливаясь воедино, высвечивают центральные образы поэмы. Это Автор — собирательный образ человека, ответственного за судьбу народа, страны, человечества, и Город — одухотворенный образ мно-голикости мира и в то же время его незыблемости. Сложная, многоплановая и многогранная поэма обретает стержень, основу повествования.

Река времени уносит читателей в 1941 год. Казалось, потери остались в прошлом: канул в небытие мир юности, любви, страсти. Однако в "Эпилоге" вновь звучит мотив прощания — разлука с Городом. Уезжая и оплакивая его, поэт оставляет в нем часть своей жизни:

Тень моя на стенах твоих,
Отраженье мое в каналах...

Тяжелое предчувствие непрекращающихся жертв томнт и терзает душу. Драматическое настроение неотвратимости беды перекликается в "Эпилоге" с мотивами "Реквиема", в "Поэме без героя" возникает образ Матери.

"Эпилог" продиктовала война — время всенародного испытания, время великих потерь. Поэма заканчивается трагедийно, как и начиналась. Однако в завершающих строках звучит не трагическая опустошенность, свойственная началу поэмы, а героическая возвышенность подвига во имя Родины:

Долгу верная, молодая,
Шла Россия спасать Москву.

Эти строки можно считать предчувствием великой победы, а значит, завершением страшных потерь.


Смотрите также: Темы сочинений. Анна Андреевна Ахматова Лирика.
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:


Нет комментариев к этой статье, предлагаем Вам обсудить данную статью при помощи формы, расположенной ниже. Выразите свое мнение, написав отзыв о прочитанном на этой странице. Спасибо.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет пять умножить на шесть?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "