загрузка...

Слушать и слышать

Обсудить статью на форуме

Слушать и слышатьСлушают все, слышат пока немногие. Чтобы просто слушать, нужно иметь только здоровый слух и желание. Для того, чтобы овладеть интенсивным слушанием, т.е. искусством слышания, нужно учиться, учиться многому и не всегда легкому.

Традиционно веками считалось, что главными признаками образованного человека должно было быть прежде всего умение читать и считать. Похоже на то, что уже в самом начале наступающего века к этому еще добавится требование уметь слышать, причем не только других, но и самого себя, воспринимать не только то, что произнесено собеседником, но и то, что стоит за его словами, за интонацией, мимикой и жестами. Эффективно слышать других означает также уметь быстро и всесторонне анализировать услышанное, оценивать его, мгновенно создавать варианты возможных последствий и ориентироваться в своих действиях на самый вероятный из них. Конечно, такие умения всегда ценились в общении. Но только сейчас появилась настоятельная потребность обучать всех людей интенсивному слушанию. Почему? Ответ на этот далеко не простой вопрос мы поучим, если проследим как развивалось чтение, этот, как заметил еще Гельмгольц, "верный собрат слушания". Уже в XIV-XVII вв. громкое чтение стало понемногу уступать чтению моча, которое оказалось более выгодным, т.к. не только проходит на значительно больших скоростях, чем чтение вслух, но и дает значительный выигрыш в глубине понимания. В первой трети XX века люди стали совершенствовать само молчаливое чтение. Оказалось, что при соответствующей не очень продолжительной тренировке чтения молча можно увеличить до больших скоростей. Появилось скорочтение. Годится оно в основном для просмотра текста и нахождения в нем необходимой информации, для составления общего представления о содержании. Для чтения художественной литературы оно уже не подходит. Вводить его в школу тоже рискованно – возможен переход детей поверхностному чтению. А вот для многих деловых людей в условиях растущего вала информации, скорочтение оказалось кстати. В 60-х гг. XX века появилась методика обучения динамическому чтению. Это был качественно новый этап в умственной обработке любой информации – художественной, научной, научно-популярной… При динамическом чтении человек может читать и очень быстро, и очень медленно в зависимости от характера книги и цели работы с книгой. В основе курса лежит моделирование текста. Оно позволяет значительно увеличить темп чтения без ущерба для понимания. Для школы динамическое чтение оказалось важным со многих точек зрения.

Так шаг за шагом совершенствовалось чтение. И двигателями такого процесса были меняющиеся потребности развития общества, его образовательной системы. Тоже самое, может только в другой форме, сейчас происходит и со слушанием. Его качественное улучшение служит оптимизации межличностных отношений. А это очень важно для XXI столетия, века гуманизма и всеобщего взаимопонимания, века людей, умеющих друг друга слышать и понимать. Этому умению надо учить по специальной программе, целенаправленно и упорно. Человек, не научившийся слышать других, а таких большинство, теряет в общении очень много ценной информации. Возместить ее невозможно. И в результате он не может адекватно оценивать услышанное, а значит – и реагировать на его. Человек в этом случае – слышит, но не все; понимает, но не все; реагирует на услышанное, но не всегда адекватно. Неумение слышать – это не только потери в информации, но и потери благожелательности в отношениях между говорящими, потери в откровенности и доверительности. Порой это еще хуже, чем "недобор" какого-либо факта, пусть даже важного. Ниже дается далеко не полный перечень того, что теряет человек, специально не обученный слышать:

  1. Потери из-за неумения создавать четкие образы на основе информации, полученной на слух, из-за неумения сохранять эти образы на более или менее продолжительное время. Это крайне обедняет то, что человек слышит и анализирует.
  2. Потери из-за малой вариативности мышления. В этом случае у человека по сути не из чего выбирать, нечего внутренне оценивать и обсуждать в поисках оптимального варианта решения. При выборе мышления оказывается зажатым между 2-3 предложенными вариантами и по сути берет первый попавшийся из них.
  3. Потери из-за неумения предвосхищать информацию на разных уровнях, предвосхищать развитие событий и поступки людей. В итоге – заторможенность мышления и неадекватные действия.
  4. Потери из-за неумения интуитивно воспринимать информацию, которую дают жесты, мимика и интонация. А ведь невербальные средства ведения диалога играют для понимания основной мысли не только важную, но и порой решающую роль.
  5. Потери из-за низкого внимания при слушании, неумение переключать его на главные элементы содержания. Без натренированного внимания не может быть правильной и быстрой оценки.
  6. Потери из-за неумения быстро и точно определять главную мысль в услышанном. Неправильный выбор объекта главного внимания и оценки приводит к ошибкам в последующей реакции на услышанное.
  7. Потери из-за неумения распознавать и видеть подтекст. Подтекст в высказывании присутствует почти всегда. Он, как правило, отражает внутренние невидимые связи того, что произнесено, с тем, что хотя и не отражено в вербальном тексте, но незримо стоит за ним. Непонимание подтекста приводит к искажению услышанного.
  8. Потери из-за того, что услышанное не анализируется слушающим по ходу общения. В лучшем случае при этом пассивно накапливаются необработанные факты, не выделяются мысли, имеющие решающее значение, не устанавливаются причинно-следственные отношения в ряду фактов.
  9. Потери из-за неумения воспринимать речь на разных скоростях, от самых низких, до предельно больших. Динамизация говорения (и соответственно, слушания) делает речь более мелодичной и помогает интонационно выделять в речи основные ее мысли на фоне общего потока информации.
  10. Потери из-за неумения внутренне вести с самим собой диалог, активно оценивая варианты возможных последствий услышанного. Здесь важна самокритичность человека, его умение отказаться от одного варианта последствий в пользу другого, пусть даже и нетрадиционного.
  11. Потери из-за пассивного участия в диалоге, из-за неумения активно извлекать из него ту информацию, которую он может дать. В диалоге всегда выигрывает активный, ведущий.
  12. Потери из-за того, что слушающий не знает говорящего, не понимает мотивы его слов и действий, а значит не может правильно оценивать его высказывания. Многое узнать о своем незнакомом собеседнике за короткое время общения – умение сложное и важное для результативности разговора.
  13. Потери из-за неумения адекватно вести себя в самых различных ситуациях общения.

Трудно даже представить себе, сколько острых и порой опасных конфликтов на всех уровнях человеческой жизни можно было избежать, если бы люди научились интенсивно слушать друг друга, т.е. слушать, чтобы все слышать, даже то, что прямо не сказано, слушать, чтобы понять другого человека, его желания и особенности мышления. Интенсивное слушание – это, по сути, инструмент познания других людей, их бесконечного своеобразия и неповторимости. При таком слушании эффективнее духовное взаимообогащение людей, а значит, и глубокое уважение одного человека к другому. Там, где люди не умеют слушать, а значит слышать и чувствовать душу другого, там невозможно взаимопонимание, сотрудничество и творчество. Об этом свидетельствует практика человеческого общения.
Конечно, глухота, т.е. неумение слушать и понимать других, нетерпима в межличностных отношениях. Но к каким страшным последствиям такая глухота может привести в отношениях и между государствами, показывает югославская трагедия 1999 года. Не надо однако думать, что интенсивное слушании работает только на будущее. Уже сегодня оно может принести огромную пользу обучению детей, воспитанию их в духе благородных и гуманных принципов цивилизации. На уроке, где каждый ребенок 30-40% своего времени воспринимает речь учителя и своих товарищей по классу, интенсивное слушание, судя по накопившемуся опыту, позволяет делать урок более интенсивным и результативным, улучшает взаимоотношения в классе и в семье. Особенно это чувствуется, если интенсивное слушание сочетается с умениями и навыками динамического чтения.

И.З. Посталовский

Обсудить статью на форуме


Смотрите также: Как Провести С Ребенком Осеннюю Тематическую Неделю?
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:


Нет комментариев к этой статье, предлагаем Вам обсудить данную статью при помощи формы, расположенной ниже. Выразите свое мнение, написав отзыв о прочитанном на этой странице. Спасибо.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет семь умножить на два?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "