загрузка...

Методика Шалвы Александровича Амонашвили

Шалва Александрович АмонашвилиРодился 8 марта 1931г,Тбилиси.
Доктор психологических наук, профессор.
Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989г., почетный член РАО с 21 марта 1993г., действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии.

Книги Шалвы Александровича Амонашвили

  • Основы формирования навыков письма и развития письменной.речи в нач.классах,Тб.,1970;
  • Обучение.Оценка.Отметка,М.,1980;
  • Созидая человека,М.,1982;
  • Здравствуйте дети!,М.,1983;
  • Воспитат.и образоват.функция оценки учения школьников,М.,1984;
  • В школу- с шести лет,М.,1986;
  • Как живете дети?,М.,1986;
  • Единство цели,М.,1987;
  • Личностно-гуманная основа пед.процесса,Минск,1990.

Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система "Школа Жизни" (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе "Школа Жизни" работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.

Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости. Он утверждает, что "классики – не из прошлого, они пришли к нам из будущего". Это их, гигантов педагогических мыслей, неоднократно цитирует Ш.А. Амонашвили и называет своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав известный афоризм Исаака Ньютона: "Он видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов".

Шалва Александрович АмонашвилиНесмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.

В настоящее время Ш.А. Амонашввили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.

Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д.Д.Зуевым издает стотомную "Антологию гуманной педагогики".

Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.

Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского.

Влияние личных качеств учителя в системе обучения детей младшего школьного возраста

Шалва Александрович Амонашвили в пособии для учителей "Здравствуйте, дети!" обобщает результаты своей педагогической деятельности, своих наблюдений над формированием личности самых маленьких школьников. Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток.

"Моя практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания" - пишет Ш. Амонашвили в предисловии.

Академик АПН СССР А. В. Петровский назвал эту книгу "педагогической симфонией", лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка. Эту характеристику можно отнести и к книге Ш. Амонашвили " В школу – с шести лет". Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.

Шалва Александрович Амонашвили
  • Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
  • Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
  • В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
  • В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.


Смотрите также: Образовательная методика "Добрые Сказки"
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:

Гость (14:29:00 13/12/2009):
А на самом деле сайт хороший, все что нужно нашла!

Светлана (18:21:33 13/05/2010):
я тоже нашла всё что мне нужно!

Люрина (22:57:18 24/10/2010):
Замечательный материал. Спасибо!

lukeria (19:07:35 25/11/2010):
Кратко, доступно, понятно! Все нужное! Спасибо, большое!

Андрей (02:03:11 02/12/2010):
Материал краткий и понятный! Мне довелось побывать на семинаре Шалвы Александровича в Днепропетровске (Украина) - это не забываемые ощущения!

Галина (18:01:26 06/12/2010):
Спасибо за информацию! Мне посчастливилось быть участником авторского семинара Шалвы Александровича 16-20.11.2010 г. в Днепропетровске! Удивительный Человечище!

Игорь (08:37:44 12/12/2010):
Спастбо за текс к семинару!

Катерина (20:33:00 21/12/2010):
я не нашла то, что мне нужно,слишком кратко. :(

Кристина (17:20:57 16/01/2011):
Готовлюсь к экзамену по психологии. Спасибо за информацию! =)

Оксана (11:44:52 17/01/2011):
Очень благодарна))))

татьяна (08:52:15 09/03/2011):
очень много полезной информаци. но хотельсь бы еще узнать что-нибудь про "палочки Кьюизенера"

рафиля (21:49:31 29/04/2011):
спасибки все кратко прочла=)быстро доступно и легко=)

летта (16:11:30 11/05/2011):
очень мало информации

Pipa (12:48:52 19/10/2011):
Не разбыла на семинарах Ш.А. Амонашвили и участвовала в педагогических чтениях.Это как вдох чистого и свежего в пустыне инновационных технологий, ЕГЭ и прочей ерунды

гость (20:59:24 25/10/2011):
из книги 85 года.для общего развития,но не больше...

Анастасия (08:51:30 09/12/2011):
прекрасный материал)

НАСТЯ (22:36:46 28/04/2012):
Я ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ НАШЛА

Лариса (12:17:27 16/08/2012):
Случайно приобрела книгу проходя мимо книжного киоска в 1983 году в Крыму. Тогда еще и в помине никто не знал и не ведал об этом. Книга оказалась настолько занимательной, что прочитала на одном дыхании. Придя на работу в детсад сразу начала пользоваться этими умными наработками в работе с детьми. Дети с лету усваивали звуковой анализ слов, быстрее начинали читать "Азбуку". И эта книга стала настольной в моей педагогической работе. Сейчас, встречая своих воспитанников, слушая их воспоминания о проведенном времени в детском саду я с ОГРОМНОЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ хочу сказать БОЛЬШОЕ СПАСИБО за такое БЕЗЦЕННОЕ СОКРОВИЩЕ.

валерия (16:40:38 27/09/2012):
я не могу найти книгу, но материал хороший.

Гость (13:44:55 13/12/2012):
Оказыавется Я училась по методике Шалвы Амонашвли,недавно узнала!!!Вот и решила заглянуть на сайт.

ЦОВИНАР (15:27:54 28/03/2013):
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ , КОТОРЫЙ СДЕЛАЕТ МИР НАШИХ ДЕТЕЙ КРАСИВЕЕ!

лариса (00:05:38 09/04/2013):
до сегоднешнего дня не знала что существует такая методика "гуманна падагогика" прочитала и как бальзам на душу в своей практике использую эти приёмы, оно дейстует

Алла Сергеевна (00:04:10 23/08/2013):
Надеюсь, создатели этого прекрасного ресурса не возражают против ссылок? Под руководством Шалвы Александровича работает целый международный центр и уже 2 года в открытом и совершенно бесплатном доступе есть его материалы, видеозаписи, мастер-классы, совсем новая книга, которая еще не выходила \\\"Педагогические строматы\\\", а так же куча всевозможные наработки его последователей. вот тут видео (ага, не работают ссылки) забиваем в яндекс \"гуманная педагогика\" и видим - международный центр гуманной педагогики.... ну и весь сайт большой. обновляется практически ежедневно.

Ольга (19:59:10 14/10/2013):
Я сама не педагог, а медик, но в студенческие годы читала его работы, Сухомлинского - это великие Люди. Эти книги должны стать настольными для наших педагогов и воспитателей.

Леся (22:13:02 06/10/2014):
Це не методика Амонашвілі, а інформація про автора методики. Де ж основні положення самої методики? Чому про них немає навіть згадки? Все-таки назва статті "Методика Шалви Олександровича Амонашвілі"!

Настя (10:07:41 11/10/2014):
Леся! Мне жаль что ты не дошла до конца статьи, потому что там есть основные положения его методики. И если ты думаешь, что методику можно понять по 1 статье, то я сомневаюсь, что ты в ней в принципе хоть что-то поймешь

ИРИНА (09:29:26 07/12/2015):
МОЛОДЦЫ!!! ХОРОШИЙ САЙТ! НАШЛА ЧТО ИСКАЛА , И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

Татьяна (09:20:07 10/09/2016):
Много полезного, интересного и полезного!

Перси (11:57:38 28/11/2016):
Кратко, доступно, понятно! Все нужное! Спасибо, большое!

Николай (00:25:59 12/12/2016):
Сегодня наткнулся на сайт Амонашвили, послушал несколько его лекций. Очень много полезного уже взял на вооружение при воспитании детей. И дай Бог мне ума использовать такие мудрые высказывания.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет пять умножить на шесть?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "