загрузка...

Счёт осознанный и неосознанный. Число – это абстрактное понятие.

Обсудить статью на форуме

Осознанный и неосознанный счетПорой бывает, если малышу часто читали одну и ту же книжку, то он её так хорошо запоминает, что пересказывает наизусть, переворачивая в нужном месте листы. Со стороны может показаться, что он умеет читать. Но стоит дать ему незнакомый текст, и ясно, что это не так. Со счётом может происходить похожая история. Разница лишь в том, что взрослый не всегда чётко представляет, чем же отличается, осознанный счёт от неосознанного счёта. Это происходит потому, что некоторые вещи, очевидные для взрослого, для ребёнка, порой, являются загадкой. Так исследования знаменитого психолога Ж. Пиаже (впоследствии эти исследования назвали "признаком Пиаже") показали, маленькие дети не понимают, что количество воды будет одним и тем же и в узком стакане, где уровень воды поднимается высоко, и в широком, где уровень воды низок. Они не понимают этого даже тогда, когда воду переливают в их присутствии, и они видят, что ее количество не уменьшилось и не увеличилось. Если малышу предложить сравнить несколько крупных предметов с аналогичными маленькими предметами, и спросить каких по количеству предметов больше, он будет показывать на большие предметы, даже, если их количество явно меньше. Мало того, если перед ним разложить несколько предметов одинаковой формы, а затем раздвинуть эти предметы так, чтобы они занимали большую площадь, при этом, задав вопрос, предметов стало больше, меньше или осталось столько же, он будет утверждать, что количество их увеличилось. Некоторые дети, заучив порядковый счёт, не умеют правильно пересчитывать, то есть каждому номеру ставить в соответствие последовательно один предмет. Возникают и затруднения, если уже от заданного количества требуется продолжить счет. Все эти трудности говорят о ещё несформированном понятии числа, над которым следует работать. В противном случае данное понятие может не сформироваться и в первом классе, что значительно затормозит процесс усвоения предмета математики. Проверить, умеет ли ребёнок считать осознанно, можно с помощью несложного теста:

  1. Положите перед ребёнком 2 яблока и кучку из 3-х горошин. Спросите, чего больше яблок или горошин?
  2. Взрослый хлопает в ладоши, а ребёнок, при каждом хлопке откладывает по одной пуговице.
  3. Попросите принести ребёнка столько же игрушек, сколько у него в руках карандашей, при этом, не пересчитывая ни то ни другое. А теперь попросите каждой игрушке раздать по карандашу.
  4. Возьмите 7-10 монет одинакового достоинства. Выложите их перед ребёнком, но не просите пересчитывать. Раздвиньте при нём монеты так, чтобы они занимали большую площадь. Спросите, монет стало больше, меньше или осталось столько же?
  5. Взрослый показывает и говорит ребенку: "Здесь четыре карандаша", затем добавляет еще три и спрашивает: сколько получится всего карандашей?"

Но даже, если ребёнок справляется со всеми заданиями, полное понимание понятия числа может так и не прийти, если он не осознает, что данное математическое понятие является абстракцией. Часто ребёнку и не приходится задумываться над этим, ведь взрослый заведомо предлагает ему пересчитать конкретные единичные предметы. Выше мы уже говорили, о том, что простой счет не является гарантией развития математических способностей. Понимание же того, что в единицу счёта может входить несколько объектов, или, что одному объекту может соответствовать разное число, в зависимости от используемой мерки, подводит ребёнка к более глубокому пониманию понятия числа и способствует уже развитию у него предпосылок математического мышления. Такое правильное введение числа, и, к тому же, преподносимое правополушарным способом, то есть образно, к сожалению, большая редкость (современные дошкольные программы вовсе не ставят перед собой такую задачу). В основном обучение сводится к практическому счёту, и даже, если ребёнок пересчитывает большие и маленькие предметы, а затем, их сравнивает по количеству, а не по величине, то делает это не из-за понимания, а потому, что его так научили. Работа над преодолением признака Пиаже на примере пластилина, воды, сыпучего материала, исследование понятия числа с помощью мерок, образная подача абстрактности числа, - вот что способствует развитию математического мышления. Но добиться развития предпосылок математического мышления одним только изучением понятия числа и обучением осознанному счёту невозможно, ведь предмет математики является более широким понятием, включающим в себя много направлений. Поэтому поговорим, над, чем ещё следует работать.

Марина Султанова


Смотрите также: Что ещё нужно развивать?
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:

Светлана (15:22:45 16/11/2009):
Всегда спорила с коллегами, о том, что подготовленный ученик к школе, это не тот, кто считает без понимания до 100, а тот кто мыслит логически, имеет математическое понимание. Я рада, что мои мысли совпадают с чужими, на мой взгляд разумными.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет восемь умножить на три?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "