загрузка...

Как воспитать правдивость и откровенность?

А.В. Шестакович "Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье"

В человеке всегда привлекает правдивость и откровенность. Они неотделимы в нашем сознании от принципиальности, нравственной чистоты, человечности.

Правдивость — это качество человека, который не скрывает от самого себя и других людей истину, действительное положение дел. Это потребность иметь правильное представление о природе, обществе, собственных поступках и поведении окружающих людей, о жизненных обстоятельствах, в которые мы попадаем.

Под откровенностью мы понимаем высказывание правды, истины. Поскольку последствия откровенности могут быть отрицательными (более того, вредными для личности и общества), то мы не исключаем возможности сознательно скрыть истину. Однако это допустимо в исключительной ситуации, из которой нет иного выхода. Так, врач не станет говорить тяжелобольному об истинном состоянии его здоровья, о том, что оно безнадежно. Истинный патриот никогда не выдаст врагу тайну родины. Можем ли мы осуждать этих людей как неискренних? Конечно же, нет.

И в первом и во втором случаях речь идет о защите инте ресов личности и общества. Это, однако, не значит, что мы узакониваем отступления от общих принципов нашей морали, ищем новые критерии оценок действий человека.

А. С. Макаренко неоднократно указывал па пагубные последствия неискренности родителей перед детьми. Во первых, отец и мать подают дурной пример, во-вторых, узрев неискренность, недоговоренность, скрытность, ребенок безусловно будет искать и устанавливать истину, потом причину, почему очевидный факт должен быть скрыт от него и скрывается. Если это зло, так почему его совершают родители? Значит, это зло можно совершать и мне, только не говорить об этом никому, в этом ведь нет ничего плохого, так делают все. Если же это не зло, так зачем от меня скрывают, разве я маленький?

Стремление человека к непознанному — закономерность, одна из движущих сил развития интеллекта, познания в целом. Эту закономерность нельзя не учитывать в воспитании. В. А. Сухомлинский пишет, что детство — это каждодневное открытие мира, и нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и отечества. Следует помнить, что существует область интимных отношений между родителями, между родителями и родственниками, родителями и детьми. Это та область семейных отношений, тот семейный мир, который не может и не должен быть обнаженным, доступным вниманию постороннего человека. В противном случае нарушается целостность семьи, падает ее роль в воспитании личности. Некоторые родители говорят: "Мне от своего ребенка нечего скрывать. Пусть он лучше все узнает дома, а не от чужих людей". И вот приходят гости, подросток вместе с ними садится за стол, слушает порой неуместные разговоры, всяческого рода откровения, привлекает на некоторое время внимание присутствующих собственными суждениями об отношениях взрослых, родителей. Откровенность имеет свои пределы. Ведь интимные чувства и переживания хрупки, уязвимы, их легко разрушить, осквернить неосторожным словом, посеять в сознании молодого человека подозрительность, неверие, наконец, боязнь и нежелание хранить эту интимность.

Откровенность и правдивость следует воспитывать с самого раннего детства. В этой связи родителям, видимо, следует подумать о мере, границах проявления отцовской и материнской любви, так же как и о дистанции, которая должна соблюдаться в отношениях ребенка с родителями, старшими. Дистанция во взаимоотношениях детей и родителей должна быть основана не на страхе, а на глубоком доверии, уважении достоинства друг друга. Дистанция сохраняется на протяжении всей сознательной жизни человека, только в разные периоды она, конечно, бывает разной, в зависимости от конкретно сложившихся обстоятельств. Но плохо, если она вовсе отсутствует. Тогда ребенок растет с убеждением, что ему все можно, ни за что не стыдно, что нет никакой нравственной ответственности за свои действия и поступки: "А что мне люди? Я сам знаю..."

Проявление подобного можно увидеть в поведении тех молодых людей, родители которых то ли в силу слепой любви к ребенку, то ли сознательно сняли дистанцию во взаимоотношениях с ним, поддались ложному мнению: он уже взрослый, ему можно говорить и делать то же, что и мне, пусть это касается интимных или общественных отношений. Вычурные прически, яркая одежда, вызывающая манера держаться — все это не что иное, как игнорирование дистанции между собой и родителями, между собой и обществом. Молодой человек говорит в таком случае: "Причем тут общество? Так нравится мне".

Социологи выделяют понятие "микроклимат двора". Во дворе ребенок дошкольного возраста предельно откровенен. Он хочет выделиться среди своих сверстников, занять определенное место в системе взаимоотношений, благодаря не столько своим заслугам, сколько заслугам родителей, старших братьев, сестер. В высказываниях детей проявляются суждения взрослых, их нравственные устои. Обычный разговор между двумя малышами.

— Мне мама сказала, что ты плохой мальчик. Я не буду с тобой играть,— говорит Лена.
Саша стоит, опустив руки, в глазах слезы:
— Я не плохой, давай играть вместе.
— Я же сказала: нельзя,— говорит девочка, берет ведерко и переходит в другой угол песочницы.
Саша спокойный, скромный мальчишка из семьи рабочих. У Лены родители — интеллигенты с явно выраженным мещанским подходом к жизни. Отсюда надменный тон девочки, сознание своего превосходства. Думается, не надо настраивать ребенка па то или иное отношение к сверстнику. Пусть он лучше сам разберется, кто есть кто. В противном случае ему приходится нести ответственность не за свои суждения, а за то, что сказали мама и папа, за чужие мысли и оценки. Во дворе ребята обычно сами устанавливают меру нравственной ценности каждого и неумелое вмешательство взрослого не всегда может принести пользу.

Понятие "двор" у нас часто ассоциируется с чем-то плохим, неконтролируемым, опасным. Эти опасения понятны и в некоторой степени обоснованы, но ведь двор — это дети, воспитанные в соседних семьях. Так что микроклимат двора зависит не от детей, обычно разделяемых взрослыми на "плохих" и "хороших", а от самих родителей, их культуры, нравственной атмосферы в семье.

Следует иметь в виду, что ребенок более откровенен лишь до определенного возраста. Подростки, как правило, скрытны, у них уже накоплены определенные знания и опыт, они по-своему оценивают собственное поведение и поведение окружающих. Уже не вера в непогрешимость суждений взрослых, а анализ действительности путем со поставления слов и поступков людей подводит подростка к пониманию добра и зла, справедливости и несправедливости. В связи с этим подросткам надо верно объяснять отрицательные проявления в отношениях людей.

В. А. Сухомлинский пишет, что "...мы не стремимся смотреть на мир глазами тех, кого мы воспитываем; бывает допускаем удивительную и непростительную противоречивость — учим своих воспитанников быть правдивыми, говорить правду и только правду и одновременно пытаемся погасить горячий порыв молодой души, вызванный непримиримостью к обману, злу, несправедливости".

В воспитании правдивости и откровенности очень важную роль играет единство нравственных требований семьи и школы. Практика показывает, что там, где семейные нравственные устои совпадают с требованиями школы, общества, ребенок растет нравственно здоровым. В противном случае создается благоприятная почва для появления всевозможных противоречий.

— У меня с учителями Саши никогда не было недоразумений,— рассказывает на родительском собрании отец шестиклассника.— Учитель знает свое дело, я знаю, что от меня требуется, каждый делает то, что ему положено. По-моему, разлад наступает тогда, когда родители приходят в школу не для того, чтобы посоветоваться с учителями, как лучше воспитать сына или дочку, а для того только, чтобы "защитить", оправдать своего ребенка.

Мать Пети рассуждает иначе:
— Не такой он хулиган, каким считают его в школе. Есть мальчишки и похуже. А если он плохой, так почему его не перевоспитают учителя? Они за это зарплату по лучают!

Расхождения в содержании и средствах воспитания между семьей и школой никогда не приводят к добру. Ребенок находится как бы между двух огней, он не всегда в состоянии разобраться в сложившейся нравственной ситуации. Иногда родители дома нелестно отзываются об учителе, его требовательности, строгости, подвергают сомнению его искренность и тем самым его моральное право на воспитание и обучение детей. Бывает, что мальчику трудно решить задачу, выучить стихотворение, запомнить правило. Он старается, но ему тяжело. А может быть ему и не интересно то, что следует выучить, но укор учителя, осуждение одноклассников заставляют его снова взятьем за книгу. И тут снисходительное родительское вмешательство: "Да что вы пристали к нему? Никакой меры нет. Чуть что — сразу "два" ставите. Двойками не на учишь". Верно, двойки — не метод обучения и воспитания. Но учить учителя педагогическому мастерству у нас поручается не сердобольным родителям "обиженных" детей, а людям, специально для этого подготовленным. Верно и то, что воспитание — удел не только школы, учителей. Знание основ педагогики и современных требований к воспитанию ребенка — обязанность родителей.

А. С. Макаренко отмечал, что школьная работа — это не только личное, но и общественное дело и что за успехи школьной работы дети отвечают не только перед родителями, но и перед государством. Если семья и школа будут вести воспитание в этом направлении, то мы сможем сформировать у детей мотивы учения и поведения, обусловленные осознанием общественной полезности и значимости. Единство нравственных требований семьи и школы, откровенность в процессе воспитания способствуют устойчивости нравственных убеждений ребенка.


Смотрите также: Поделка "Новогодняя елка"
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:


Нет комментариев к этой статье, предлагаем Вам обсудить данную статью при помощи формы, расположенной ниже. Выразите свое мнение, написав отзыв о прочитанном на этой странице. Спасибо.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет три умножить на два?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "