загрузка...

Сочинение. Поэма А. Твардовского "Василий Теркин" — Энциклопедия великой отечественной войны

Книга А. Т. Твардовского "Василий Теркин" правдиво отражает действительность и заставляет вновь и вновь размышлять о войне, о жизни. Поэма органически срослась со своим временем — Великой Отечественной войной. Бессмертный подвиг русского народа сделал и поэму Твардовского бессмертной.

Помимо главного героя, Теркина, книга "населена" множеством эпизодических лиц: офицеры, солдаты, генерал, деревенские дед и баба, русская старуха, волею судеб заброшенная в глубь Германии... Почти все они безымянны (исключение составляют только Иван Теркин да еще — в вариантах поэмы — некий боец Сидоренко и новобранец Иван Савчук), ио именно эта безымянность и образует единый образ народа.

Твардовский не приукрашивает события военного лихолетья: он не рисует "веселую войну", не .изображает подвиги своего героя как забавные и исключительно победные похождения. Война показана им как невероятно трудное и смертельно опасное дело. "На войне как на войне". Показательно, что наиболее сильные главы поэмы — это главы трагического звучания: "Переправа", "Бой в болоте", "Про солдата сироту"...

Как прохватывает ветер,
Как луна теплом бедна.
Ах, как трудно все на свете:
Служба, жизнь, зима, война.

Сознание справедливости этой священной войны проникло в плоть и кровь, в сознание и подсознание автора поэмы. Сказать о погибших воинах:

Спят бойцы.
Свое сказали
И уже навек правы, —

значит, выразить философию войны, ее суть.

Так же понимает войну и герой: для него она — не за славу, не за ордена и медали и не за повышение в чинах.

Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мие родииа,
Родная сторона!

Показателен и постоянный мотив поэмы, почти рефрен, проходящий (с некоторыми вариациями) через все произведение:

Бой идет свитой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Роди жизни на земле.

Принято называть "Книгу про бойца" энциклопедией Великой Отечественной войны. Несмотря на гиперболичность такого определения, оно справедливо в том же смысле, в каком Белинский называл "Евгения Онегина" энциклопедией русской жизни своего времени. Поэма может служить одним из источников воссоздания фронтовой атмосферы 1941—1945 гг., что засвидетельствовали бесчисленные ее читатели-фронтовики.

Все, что заботит и волнует на войне простого солдата — от естественного чувства самосохранения, потребности в доброй солдатской пище и тоски по женской ласке до высокой любви к родине и готовности к подвигу, — получило здесь свое отражение.

С самого начала, буквально с первых стихов, автор вводит нас в быт, в будни войны:

На войне, в пыли походной,
В летвий зной и в холода,
Лучше нет простой, природной...
Лучше нет воды холодной...

Война показана не с птичьего полета и не в глобальном своем масштабе, а какой она предстает обыкновенному рядовому солдату-пехотинцу.

Твардовский лаконичен в изображении фронтового пейзажа:

На могилы, рвы, канавы,
На поля, холмы дырявой,
Изувеченной земли,
На болотный лес корявый,
На кусты — снега легли.

Поражает наблюдательность автора, зоркость его художественного взгляда и мастерство передачи деталей фронтового быта. Однако читатель никогда не забывает, что за этими деталями быта, за событиями дня — общий ход великой войны, охватившей полсвета.

Эта "энциклопедия" тем более достоверна и ценна, что она документальна, так как написана самим очевидцем, участником событий, буквально с "натуры", в боевой, походной обстановке, а не в столичном кабинете, за письменным столом.

Замечательное свойство произведений Твардовского — необыкновенная, покоряющая правдивость. И "Василий Теркин" в этом смысле один из наиболее показательных примеров.

Без "сущей правды" тем более нельзя обойтись, когда пишешь о таком сложном, противоречивом, героическом и одновременно трагическом, жестоком явлении, как война, да еще невиданная в истории по своим масштабам и жертвам, как Великая Отечественная.

В самом начале "Книги про бойца" помещена поэтическая декларация жизненной необходимости "правды сущей" — этого главного этического и эстетического принципа Твардовского:

А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да, была б ова погуще
Как бы ви была горька.

Разговор о войне идет откровенный, серьезный. Показана и ее святая справедливость, и ее героика, показан и ее трагизм. Срывающиеся переправы, неудачи в бою, тоскливое чувство беззащитности под минометным огнем в условиях топкого болота, состояние внезапно осознанного полного одиночества солдата, узнавшего о гибели всех его родных и близких...

Тема постоянной опасности и смерти на фронте возникает в поэме неоднократно:

Кому память, кому слава,
Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа.

Показаны героические и трагические стороны войны:

Люди теплые, жввые
Шли на дно, иа дио, иа дио...

Смерть на войне показана как дело обыкновенное и даже весьма вероятное:

А убьют — так тело мертвое
Твое с другими в ряд
Той шинелкою потертою
Укроют — спи, солдат!

Ощущение страха в бою, подавляемое волей, — закономерность, инстинкт, присущий также и опытным бойцам, сила, выносящая человека из огня:

Низко смерть над шапкой свищет,
Хоть кого согнет в дугу. Цепь идет,, как будто ищет
Что-то в поле иа сиегу.

В поэме Твардовского нет ничего показного, внешне эффектного, плакатного. И в то же время все основывается на высочайшей патриотической идее. Патриотизм, считал Л. Н. Толстой, — это чувство, "редко проявляющееся, стыдливое в русском", но в то же время лежащее "в глубине души каждого". :

Черты патриотизма проявляются и в Теркине, ибо его агитация осуществляется не по обязанности, а по душевной щедрости, личной склонности и внутренней убежденности. Потому она по-особому убедительна, конкретна, действенна.

Патриотическая идея в "Книге про бойца" передается не фразой и лозунгом, а изображением всего поведения и мироощущения героя, неоднократно возникающим лирически взволнованным обращением к родине:

А всего милей до дому,
До тебя дойти живому,
Заявиться в те края:
— Здравствуй, родина моя!

Произведение наполнено героическим пафосом и высоким лиризмом, что покоряет и убеждает читателя.

— Взвод! За Родину! Вперед!
И хотя слово ои эти,
Клич у смерти на краю,
Сотни раз читал в газете
И не роз слыхал в бою,

В душу вновь оии вступали
С одинаковою той
Властью правды и печали,
Сладкой горечи святой...

Поэма Твардовского оказалась настолько оперативной, что обогнала себя и собственную славу. В самом же произведении она упоминается как уже бытующая в солдатской среде поэма: "Жили, "Теркина" читали...", и Теркин присутствует в ней не только как герой действительности, но и как герой произведения, приобретшего популярность задолго до своего завершения.

Невозможно припомнить в мировой литературе что-либо подобное.

"Слово о полку Игореве", "Война и мир" создавались после изображенных в них битв. Твардовский же шел по горячим следам войны и закончил свою поэму с окончанием войны. В этом — непроходящее преимущество Твардовского перед каким угодно талантом, берущимся за военную тему спустя десятилетия. Об этом он с полным основанием говорит в кульминационной главе "На Днепре":

Пусть не мне еще с задачей
Было сладить. Не беда.
В чем-то я его богаче, —
Я ступал в тот след горячий.
Я там был. Я жнл тогда.


Смотрите также: Темы сочинений. Александр Трифонович Твардовский
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:

терминатор (16:21:39 18/04/2010):
немножко не очень понятно,и много отрывков из поэм.

стас (07:12:40 26/04/2010):
да вроде всё норм но текст не сжатый списывать долго надо вначале читать а потом что то списывать а что то нет!

arnela (17:02:32 29/04/2010):
vasili terkin sochinenie pereprava jivushi na voine mir

tomka (12:17:25 03/05/2010):
слишком взрослый язык, учитель поймет!

Серега (15:51:40 15/09/2010):
Помню Теркина еще со школы ну а если нужна книга пожалуйста /shop/all/tvardovsky_terkin/

Ксюня (19:01:11 06/04/2011):
Много текста Надо поменьше) Слишком много читать и писать) Сделайти покорочи)И народ судовольствием будут скачивать****

Зойка (16:34:00 11/04/2011):
Зачем укарачивать?Если можно самому выписать все то что надо.Не постоянно же списывать,нодо хотябы что то понять

Анонимно (17:37:34 16/05/2011):
ошибок много, текст более взрослый, можно было и рассчитать на возраст от 13 до 18 ... Потому что сильно присутствует Книжный стиль речи ... а так Сочинение идет больше на университетский лад ...

ЛЯЛЕЧКА (22:20:32 16/05/2011):
сочинение супер читала не отрываясь..

Танчик (14:23:20 26/05/2011):
есть что списать.нормально

михаил (15:51:41 04/04/2012):
соченение отличное ток писать лень=)

Юлия (20:07:04 10/04/2012):
Я только отрывки взяла.. Да и в прадву, учитель поймёт что списано.

Мария (17:00:51 26/04/2012):
Я думаю выписать самое главное и нормик будет!!!!!!!

max (08:56:11 13/05/2012):
большой текст и учитель поймёт что из интернета

Madina (11:32:42 14/05/2012):
Kakoi bolwoi text

Дмитрий (23:01:35 14/05/2012):
Уж больно много всего и не по теме, если это писать то учитель сразу поймёт что списано

kasiet (14:19:43 22/05/2012):
ne pohoje,na to chto eto sochinenie napisal uchenik

аська*)) (21:55:01 01/09/2012):
над чуть слова переставлять но так че бы смысл остался тем жиии

Элис (18:18:16 17/04/2013):
Мда..лучше самой написать! ну слишком много отрывков..

поэтесса (14:56:59 19/03/2015):
отличное произведение про солдата мне очень понравилась это произведение

ainazyk (23:44:17 22/04/2015):
Учительница всё равно знает что это списано из интернета мы должны сами писать а не списывать интернета

smk2012_ (13:23:05 03/05/2016):
1037 слов, вы ебанутые?

smk2012_ (13:24:18 03/05/2016):
1037 слов, вы ебанутые? *

smk2012_ (17:51:15 04/05/2016):
сократил до 390 слов все равно много воды

smk2012_ (17:53:23 04/05/2016):
Книга А. Т. Твардовского "Василий Теркин" правдиво отражает действительность и заставляет вновь и вновь размышлять о войне, о жизни. Поэма органически срослась со своим временем — Великой Отечественной войной. Бессмертный подвиг русского народа сделал и поэму Твардовского бессмертной. Помимо главного героя, Теркина, книга "населена" множеством эпизодических лиц: офицеры, солдаты, генерал, деревенские дед и баба, русская старуха, волею судеб заброшенная в глубь Германии... Почти все они безымянны (исключение составляют только Иван Теркин да еще — в вариантах поэмы — некий боец Сидоренко и новобранец Иван Савчук), но именно эта безымянность и образует единый образ народа. Твардовский не рисует войну весёлой, а показывает её, как она есть, с весельем и серьёзностью и симбиозе. Принято называть "Книгу про бойца" энциклопедией Великой Отечественной войны. Аналогично "Евгений Онегин" назван энциклопедией жизни. Поэма может служить одним из источников воссоздания фронтовой атмосферы военных лет, что свидетельствовали бесчисленные ее читатели-фронтовики. Все, что заботит и волнует на войне простого солдата — чувство самосохранения, потребности в пище и тоски по родине и дому, — получило здесь свое отражение. Без "сущей правды" тем более нельзя обойтись, если писать о таком противоречивом явлении, как война, да еще и самая масштабная. Разговор о войне серьезный. Показаны её героика и трагизм. Срывающиеся переправы, неудачи в бою, тоскливое чувство беззащитности под минометным огнем в условиях топкого болота. В поэме Твардовского нет ничего показного эффектного, «голливудского». И в то же время все основывается на патриотической идее. Черты патриотизма проявляются в «Теркине», ибо его само агитация осуществляется не по обязанности, а по зову сердца защищать родину. Потому она по-особому убедительна, конкретна и действенна. Поэма Твардовского оказалась настолько оперативной, что обогнала себя и собственную славу. В самом же произведении она упоминается как уже бытующая в солдатской среде поэма: "Жили, "Теркина" читали...", и Теркин присутствует в ней не только как герой действительности, но и как герой произведения, приобретшего популярность задолго до своего завершения, а значит, это произведение – пример фрактала. Невозможно припомнить в мировой литературе что-либо подобное. "Слово о полку Игореве", "Война и мир" создавались после изображенных в них битв. Твардовский же шел по горячим следам войны и закончил свою поэму с окончанием войны. В этом — непреходящее преимущество Твардовского перед каким угодно талантом, берущимся за военную тему спустя десятилетия. Об этом он с полным основанием говорит в кульминационной главе "На Днепре": Пусть не мне еще с задачей Было сладить. Не беда. В чем-то я его богаче, — Я ступал в тот след горячий. Я там был. Я жил тогда.

хер с горы (18:18:53 04/05/2016):
354 слова Книга А. Т. Твардовского "Василий Теркин" правдиво отражает действительность и заставляет постоянно размышлять о войне и жизни. Поэма срослась со временем Великой Отечественной войны. Бессмертный подвиг русского народа сделал и поэму Твардовского неумирающей. Помимо главного героя, Теркина, книга "населена" множеством других лиц: офицеры, солдаты, генерал, деревенские дед и баба, русская старуха, волею судеб заброшенная в глубь Германии... Почти все они безымянны, но именно эта безымянность и образует единый образ народа. Твардовский не рисует войну в цветах «детской площадки», а показывает её, как она есть, на фронте, с весельем и серьёзностью и симбиозе. Принято называть "Книгу про бойца" энциклопедией Великой Отечественной войны. Аналогично "Евгений Онегин" назван энциклопедией жизни. Поэма может служить одним из источников воссоздания фронтовой атмосферы военных лет, что свидетельствовали бесчисленные её читатели-фронтовики. Все, что заботит и волнует на войне простого солдата — чувство самосохранения, потребности в пище и тоски по родине и дому, — получило здесь отражение. Без правды нельзя обойтись, если писать о таком противоречивом явлении, как война, да еще и самая масштабная в истории. Разговор о войне серьезный. Показаны её героика и трагизм. Срывающиеся переправы, неудачи в бою, тоскливое чувство беззащитности под минометным огнем в условиях топкого болота. В поэме Твардовского нет ничего показного и эффектного. И в то же время все основывается на патриотической идее. Черты патриотизма проявляются в «Теркине», ибо его само агитация осуществляется не по обязанности, а по зову сердца защищать родину. Потому она по-особому убедительна и действенна. Поэма Твардовского оказалась настолько оперативной, что обогнала себя и собственную славу. В самом же произведении она упоминается как уже бытующая среди солдат: "Жили, "Теркина" читали...", и Теркин присутствует в ней не только как герой действительности, но и как герой произведения, приобретшего популярность задолго до своего завершения. Сразу чувствуется, если человек пишет о том, что увидел и прочувствовал самостоятельно. В таких произведениях слышится правда. К числу подобных книг принадлежит и "Василий Теркин". Эта поэма — не только о войне. Она о родной земле, где местечко на болоте так же ценно, как сама столица. Она о миллионах «Теркиных», совершивших подвиги или просто выполнивших свой священный долг. Она о том, как умеет сплачиваться русский народ в трудные времена. Поэтому и можно назвать "Василия Теркина" энциклопедией войны.

ХСГ 2.0 (19:26:08 04/05/2016):
354 (с правками) Книга А. Т. Твардовского "Василий Теркин" правдиво отражает действительность и заставляет постоянно размышлять о войне и жизни. Поэма срослась со временем Великой Отечественной войны. Бессмертный подвиг русского народа сделал эту поэму неумирающей. Помимо главного героя, Теркина, книга "населена" другими героями: офицеры, солдаты, генерал, деревенские дед и баба, русская старуха, волею судеб заброшенная в глубь Германии... Почти все они безымянны, но именно эта безымянность и образует единый образ народа. Твардовский не рисует войну в цветах «детской площадки», а показывает её, как она есть, на фронте, с весельем и серьёзностью и симбиозе. Принято называть "Книгу про бойца" энциклопедией Великой Отечественной войны. Аналогично "Евгений Онегин" назван энциклопедией жизни. Поэма может служить одним из источников воссоздания фронтовой атмосферы военных лет, о чём свидетельствовали бесчисленные её читатели-фронтовики. Все, что заботит и волнует на войне простого солдата — чувство самосохранения, потребности в пище и воде, тоски по родине и дому, — получило здесь отражение. Без правды нельзя обойтись, если писать о таком противоречивом явлении, как война, да еще и самая масштабная в истории. Разговор о войне серьезный. Показаны её героика и трагизм. Срывающиеся переправы, неудачи в бою, тоскливое чувство беззащитности под минометным огнем в условиях топкого болота. В поэме Твардовского нет ничего показного и эффектного. И в то же время все основывается на патриотической идее. Черты патриотизма проявляются в «Теркине», ибо его само агитация осуществляется не по обязанности, а по зову сердца защищать родину. Потому она по-особому убедительна и действенна. Поэма Твардовского оказалась настолько оперативной, что обогнала себя и собственную славу. В самом же произведении она упоминается как уже бытующая среди солдат: "Жили, "Теркина" читали...", и Теркин присутствует в ней не только как герой действительности, но и как герой произведения, приобретшего популярность задолго до своего завершения. Сразу чувствуется, если человек пишет о том, что увидел и прочувствовал самостоятельно. В таких произведениях слышится правда. К числу подобных книг принадлежит и "Василий Теркин". Эта поэма — не только о войне. Она о родной земле, где местечко на болоте так же ценно, как сама столица. Она о миллионах «Теркиных», совершивших подвиги или просто выполнивших свой священный долг. Она о том, как умеет сплачиваться русский народ в трудные времена. Поэтому и можно назвать "Василия Теркина" энциклопедией войны.

копчик (21:38:51 17/05/2016):
Все отличненько

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет пять умножить на два?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "