загрузка...

Сочинение. Поэма А. Твардовского "Василий Теркин" — Энциклопедия великой отечественной войны

Книга А. Т. Твардовского "Василий Теркин" правдиво отражает действительность и заставляет вновь и вновь размышлять о войне, о жизни. Поэма органически срослась со своим временем — Великой Отечественной войной. Бессмертный подвиг русского народа сделал и поэму Твардовского бессмертной.

Помимо главного героя, Теркина, книга "населена" множеством эпизодических лиц: офицеры, солдаты, генерал, деревенские дед и баба, русская старуха, волею судеб заброшенная в глубь Германии... Почти все они безымянны (исключение составляют только Иван Теркин да еще — в вариантах поэмы — некий боец Сидоренко и новобранец Иван Савчук), ио именно эта безымянность и образует единый образ народа.

Твардовский не приукрашивает события военного лихолетья: он не рисует "веселую войну", не .изображает подвиги своего героя как забавные и исключительно победные похождения. Война показана им как невероятно трудное и смертельно опасное дело. "На войне как на войне". Показательно, что наиболее сильные главы поэмы — это главы трагического звучания: "Переправа", "Бой в болоте", "Про солдата сироту"...

Как прохватывает ветер,
Как луна теплом бедна.
Ах, как трудно все на свете:
Служба, жизнь, зима, война.

Сознание справедливости этой священной войны проникло в плоть и кровь, в сознание и подсознание автора поэмы. Сказать о погибших воинах:

Спят бойцы.
Свое сказали
И уже навек правы, —

значит, выразить философию войны, ее суть.

Так же понимает войну и герой: для него она — не за славу, не за ордена и медали и не за повышение в чинах.

Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мие родииа,
Родная сторона!

Показателен и постоянный мотив поэмы, почти рефрен, проходящий (с некоторыми вариациями) через все произведение:

Бой идет свитой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Роди жизни на земле.

Принято называть "Книгу про бойца" энциклопедией Великой Отечественной войны. Несмотря на гиперболичность такого определения, оно справедливо в том же смысле, в каком Белинский называл "Евгения Онегина" энциклопедией русской жизни своего времени. Поэма может служить одним из источников воссоздания фронтовой атмосферы 1941—1945 гг., что засвидетельствовали бесчисленные ее читатели-фронтовики.

Все, что заботит и волнует на войне простого солдата — от естественного чувства самосохранения, потребности в доброй солдатской пище и тоски по женской ласке до высокой любви к родине и готовности к подвигу, — получило здесь свое отражение.

С самого начала, буквально с первых стихов, автор вводит нас в быт, в будни войны:

На войне, в пыли походной,
В летвий зной и в холода,
Лучше нет простой, природной...
Лучше нет воды холодной...

Война показана не с птичьего полета и не в глобальном своем масштабе, а какой она предстает обыкновенному рядовому солдату-пехотинцу.

Твардовский лаконичен в изображении фронтового пейзажа:

На могилы, рвы, канавы,
На поля, холмы дырявой,
Изувеченной земли,
На болотный лес корявый,
На кусты — снега легли.

Поражает наблюдательность автора, зоркость его художественного взгляда и мастерство передачи деталей фронтового быта. Однако читатель никогда не забывает, что за этими деталями быта, за событиями дня — общий ход великой войны, охватившей полсвета.

Эта "энциклопедия" тем более достоверна и ценна, что она документальна, так как написана самим очевидцем, участником событий, буквально с "натуры", в боевой, походной обстановке, а не в столичном кабинете, за письменным столом.

Замечательное свойство произведений Твардовского — необыкновенная, покоряющая правдивость. И "Василий Теркин" в этом смысле один из наиболее показательных примеров.

Без "сущей правды" тем более нельзя обойтись, когда пишешь о таком сложном, противоречивом, героическом и одновременно трагическом, жестоком явлении, как война, да еще невиданная в истории по своим масштабам и жертвам, как Великая Отечественная.

В самом начале "Книги про бойца" помещена поэтическая декларация жизненной необходимости "правды сущей" — этого главного этического и эстетического принципа Твардовского:

А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да, была б ова погуще
Как бы ви была горька.

Разговор о войне идет откровенный, серьезный. Показана и ее святая справедливость, и ее героика, показан и ее трагизм. Срывающиеся переправы, неудачи в бою, тоскливое чувство беззащитности под минометным огнем в условиях топкого болота, состояние внезапно осознанного полного одиночества солдата, узнавшего о гибели всех его родных и близких...

Тема постоянной опасности и смерти на фронте возникает в поэме неоднократно:

Кому память, кому слава,
Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа.

Показаны героические и трагические стороны войны:

Люди теплые, жввые
Шли на дно, иа дио, иа дио...

Смерть на войне показана как дело обыкновенное и даже весьма вероятное:

А убьют — так тело мертвое
Твое с другими в ряд
Той шинелкою потертою
Укроют — спи, солдат!

Ощущение страха в бою, подавляемое волей, — закономерность, инстинкт, присущий также и опытным бойцам, сила, выносящая человека из огня:

Низко смерть над шапкой свищет,
Хоть кого согнет в дугу. Цепь идет,, как будто ищет
Что-то в поле иа сиегу.

В поэме Твардовского нет ничего показного, внешне эффектного, плакатного. И в то же время все основывается на высочайшей патриотической идее. Патриотизм, считал Л. Н. Толстой, — это чувство, "редко проявляющееся, стыдливое в русском", но в то же время лежащее "в глубине души каждого". :

Черты патриотизма проявляются и в Теркине, ибо его агитация осуществляется не по обязанности, а по душевной щедрости, личной склонности и внутренней убежденности. Потому она по-особому убедительна, конкретна, действенна.

Патриотическая идея в "Книге про бойца" передается не фразой и лозунгом, а изображением всего поведения и мироощущения героя, неоднократно возникающим лирически взволнованным обращением к родине:

А всего милей до дому,
До тебя дойти живому,
Заявиться в те края:
— Здравствуй, родина моя!

Произведение наполнено героическим пафосом и высоким лиризмом, что покоряет и убеждает читателя.

— Взвод! За Родину! Вперед!
И хотя слово ои эти,
Клич у смерти на краю,
Сотни раз читал в газете
И не роз слыхал в бою,

В душу вновь оии вступали
С одинаковою той
Властью правды и печали,
Сладкой горечи святой...

Поэма Твардовского оказалась настолько оперативной, что обогнала себя и собственную славу. В самом же произведении она упоминается как уже бытующая в солдатской среде поэма: "Жили, "Теркина" читали...", и Теркин присутствует в ней не только как герой действительности, но и как герой произведения, приобретшего популярность задолго до своего завершения.

Невозможно припомнить в мировой литературе что-либо подобное.

"Слово о полку Игореве", "Война и мир" создавались после изображенных в них битв. Твардовский же шел по горячим следам войны и закончил свою поэму с окончанием войны. В этом — непроходящее преимущество Твардовского перед каким угодно талантом, берущимся за военную тему спустя десятилетия. Об этом он с полным основанием говорит в кульминационной главе "На Днепре":

Пусть не мне еще с задачей
Было сладить. Не беда.
В чем-то я его богаче, —
Я ступал в тот след горячий.
Я там был. Я жнл тогда.


Смотрите также: Темы сочинений. Александр Трифонович Твардовский
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:

терминатор (16:21:39 18/04/2010):
немножко не очень понятно,и много отрывков из поэм.

стас (07:12:40 26/04/2010):
да вроде всё норм но текст не сжатый списывать долго надо вначале читать а потом что то списывать а что то нет!

arnela (17:02:32 29/04/2010):
vasili terkin sochinenie pereprava jivushi na voine mir

tomka (12:17:25 03/05/2010):
слишком взрослый язык, учитель поймет!

Серега (15:51:40 15/09/2010):
Помню Теркина еще со школы ну а если нужна книга пожалуйста /shop/all/tvardovsky_terkin/

Ксюня (19:01:11 06/04/2011):
Много текста Надо поменьше) Слишком много читать и писать) Сделайти покорочи)И народ судовольствием будут скачивать****

Зойка (16:34:00 11/04/2011):
Зачем укарачивать?Если можно самому выписать все то что надо.Не постоянно же списывать,нодо хотябы что то понять

Анонимно (17:37:34 16/05/2011):
ошибок много, текст более взрослый, можно было и рассчитать на возраст от 13 до 18 ... Потому что сильно присутствует Книжный стиль речи ... а так Сочинение идет больше на университетский лад ...

ЛЯЛЕЧКА (22:20:32 16/05/2011):
сочинение супер читала не отрываясь..

Танчик (14:23:20 26/05/2011):
есть что списать.нормально

михаил (15:51:41 04/04/2012):
соченение отличное ток писать лень=)

Юлия (20:07:04 10/04/2012):
Я только отрывки взяла.. Да и в прадву, учитель поймёт что списано.

Мария (17:00:51 26/04/2012):
Я думаю выписать самое главное и нормик будет!!!!!!!

max (08:56:11 13/05/2012):
большой текст и учитель поймёт что из интернета

Madina (11:32:42 14/05/2012):
Kakoi bolwoi text

Дмитрий (23:01:35 14/05/2012):
Уж больно много всего и не по теме, если это писать то учитель сразу поймёт что списано

kasiet (14:19:43 22/05/2012):
ne pohoje,na to chto eto sochinenie napisal uchenik

аська*)) (21:55:01 01/09/2012):
над чуть слова переставлять но так че бы смысл остался тем жиии

Элис (18:18:16 17/04/2013):
Мда..лучше самой написать! ну слишком много отрывков..

поэтесса (14:56:59 19/03/2015):
отличное произведение про солдата мне очень понравилась это произведение

ainazyk (23:44:17 22/04/2015):
Учительница всё равно знает что это списано из интернета мы должны сами писать а не списывать интернета

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет шесть умножить на семь?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "