"Мильон терзаний" Софии Фамусовой. План сочинения.
План сочинения
I. Женские образы в комедии:
1. "путь" женщины в обществе, уготованный и Софии (княжны Тугоуховские — Наталья Дмитриевна Горич — Хлестова — княгиня Тугоуховская — графиня-бабушка);
2. ведущее положение женщины в обществе — способность создавать общественное мнение (Татьяна Юрьевна, Марья Алексеевна);
3. власть женщин над мужчинами ("муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей").
II. Личная драма Софии:
1. Любовь формирует взгляды Софии на окружающих и определяет ее поведение:
а) независимость ("Что мне молва?");
б) способность к самопожертвованию ("А кем из них я дорожу?"; "Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слезы...");
в) любимый человек затмевает весь мир ("Молчалин!.. Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!");
г) неприятие людей, неодобрительно отзывающихся о ее избраннике (София об отце: "Брюзглив, неугомонен, скор"; о Чацком: "Не человек, змея)");
д) способность бороться за любимого человека (в Софии рождается чувство мести: "А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?");
е) готовность защищать свои чувства от предательства Молчалина ("Упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их");
ж) способность с достоинством принимать удары судьбы ("Не продолжайте, я виню себя кругом");
2. Почему Молчалин стал избранником Софии:
а) потребность в близком человеке, желание любви — "один из тех, кого мы увидим — будто век знакомы" (ранняя смерть матери, отсутствие взаимопонимания с отцом — в семье; ограниченный круг общения, отъезд Чацкого — в обществе; доверительные отношения только с Лизой);
б) влияние французских сентиментальных романов (немногословность и покорность Молчалина позволяют наделить его выдуманными качествами — "быть может, качеств ваших тьму... вы придали ему", возможность пожертвовать собой для того, "кто в бедности рожден");
в) "путаница понятий, умственная и нравственная слепота" (И.А. Гончаров) ("враг дерзости", "ни слова вольного", "уступчив, скромен, тих" — эти качества Молчалина возведены Софией в ранг совершенства, хотя подчеркивают ограниченность Молчалина);
г) влияние общественного мнения (Молчалин стал незаменимым человеком в фамусовском обществе — "дружбу всех он в доме приобрел", София смотрит на Молчалина чужими глазами);.
д) желание покровительствовать, управлять своим избранником, "иметь в нем вечного раба" (И. А. Гончаров) (София как дочь Фамусова живет по законам светского общества, где выработан определенный идеал мужа — "молчит, когда его бранят");
3. "Eй достается свой "мильон терзаний" (И. А. Гончаров):
а) София глубоко ошиблась в выборе ("Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен");
б) она вызвала безудержный гнев отца ("Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми");
в) возможно осуждение ее поведения в свете ("Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна");
г) София потерялв действительно любящего ее человека — Чацкого ("С вами я горжусь своим разрывом");
д) "ей... тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого" (София остается в этом обществе, с втими людьми и должна продолжать жить по их законам после перенесенных потрясений — "вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом").
III. София вызывает сочувствие (ее "сильные задатки недюжинной натуры" заглублены в духоте фамусовского общества).
Смотрите также:
Темы сочинений А.С. Грибоедов "Горе от ума"