загрузка...

"Что лучше: истина или сострадание?" М. Горький по пьесе "На дне". План сочинения

I. Особенности мировоззрения Горького на рубеже XIX—XX веков:

1. отсутствие границы между окружающим миром и человеком ("Содержание души некоего человека... некоей части мира, ибо человек — часть мира, а может, весь мир");

2. полная зависимость всего сущего от человека ("Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он — все! Он создал даже Бога"; "Мир — плод его творчества, Бог — частица его сердца и разума");

3. приравнивание творчества к созиданию жизни — жизнетворчеству ("Смысл жизни — вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично!"; "Бытие и творчество едины суть");

4. пьеса "На дне" как философское произведение ("Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский").

II. Отражение в характерах обитателей ночлежки, людей "дна" идеи жизнетворчества:

1. отношение обитателей ночлежки к своему - нынешнему положению и к дальнейшей судьбе (три группы действующих лиц);

2. первая группа — примирившиеся со своим существованием, отказавшиеся от жизненной борьбы:

а) Бубнов убежден, что человек на земле лишнее существо ("Человек — вещь, ты везде лишняя... да и все люди на земле — лишние...");

б) жизнь по ранее созданным законам проповедуют Клещ ("Надо жить — по закону...") и Татарин ("Магомет дал Коран, сказал: "Вот — закон! Делай, как написано тут!" Потом придет время — Корана будет мало... время даст свой закон, новый... Всякое время дает свой закон...");

в) Настя творит жизнь лишь в своем воображении;

г) отказ Алешки от каких-либо действий для изменения своей жизни ("А я — ничего не хочу!.. Я — ничего не желаю!..");

д) Барон живет своим прошлым, по мнению Горького, такая жизнь — отсутствие "внутреннего сознания своей свободы" ("Прошлое — цепь, приковывающая человека к стене предрассудков и предупреждений...");

3. вторая группа — Актер, Пепел, Наташа, тяжело переживающие свое существование на "дне" жизни и желающие изменить его;

4. третья группа — Лука и Сатин, оказывающие влияние на обитателей ночлежки:

а) роль Луки в судьбе Пепла, Актера, Наташи ("Во что веришь, то и есть"), он вселяет в них надежду на будущее ("Но — люди очень медленно умнеют, и проклятая их привычка жить не из себя, а надеждами на что-то вне их, на какие-то силы, кроме силы личного желания, — это глупая и вредная привычка остается с ними, за что мнелочется назвать их идиотами и болванами" — взгляд Горького);

б) Лука, проповедник сострадания, воспринимается Горьким как "лукавый старец", провозглашающий "изуверство добродетели";

в) Лука — странник, временный человек, потому его призыв к терпению ("Всяк по-своему жизнь терпит") не приемлет Горький;

г) Сатин — действующее лицо, существующее в противоречии со своими проповедями ("Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера?");

д) разлагающее влияние Сатина на Пепла (внушает ему мысль об убийстве Костылева) и Клеща ("Ничего не делай! Просто — обременяй землю!..");

е) проповедование Сатиным ложной правды, оправдывающей бездеятельность ("Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек — выше! Человек выше сытости!");

ж) доведенная до крайности в образе Сатина идея "свободной личности";

з) Сатин как идеолог ночлежки уводит ее обитателей от деятельности, от жизнетворчества.

III. Отсутствие в пьесе однозначного ответа на "основной вопрос": "Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?":

1. Горький уравнивал склонность сострадания к иллюзиям, внутреннюю готовность к жалости к сговору с ложью;.

2. утверждение Горьким идеала "сильного добра" — любви, способной опереться на безжалостную правду;

3) истина складывается из многих "правд".


Смотрите также: Сочинение. "Несвоевременные мысли" М. Горького — живой документ трагического периода русской истории
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:


Нет комментариев к этой статье, предлагаем Вам обсудить данную статью при помощи формы, расположенной ниже. Выразите свое мнение, написав отзыв о прочитанном на этой странице. Спасибо.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет два умножить на два?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "