ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ

Смотреть, слушать басню И.А.Крылова "ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ"

Канал "РАЗУМНИКИ" в YouTube

"ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ СЕЙЧАС на наш канал!"

Читать басню "ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ"

Осел увидел Соловья
И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?"
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;
"Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился".
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, Бог, и нас от этаких судей.

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова: "Какой-то вельможа (по словам одних, гр. Разумовский, по другим, кн. А.Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басни-басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: "Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?" — "Не умею", — скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне "Осел и Соловей". После публикации басни Крылова стали называть "Соловьем". Это прозвание вошло в литературу.

Тут Соловей являть свое искусство стал... — Описание пенья соловья и произведенное им впечатление вызвали единодушное одобрение современников и последующих критиков.

Аврора — богиня утренней зари (римск. миф.); утренняя заря.


Смотрите также: Слон и моська


Комментарии посетителей сайта:

Михаил (19:52:00 08/12/2010):
МОРАЛЬ БАСНИ "ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ" заключается в словах: "Избави, Бог, и нас от этаких судей". В этой басне высмеивается невежество и самомнение. Под Ослом подразумеваются люди, которые делают заключения и дают советы другим, а сами не компитентны в данном вопросе. Я думаю так?

Гость (16:18:41 11/10/2011):
какие слова использует баснописец, чтобы представись осла?

Гость (18:46:23 14/11/2011):
МОРАЛЬ БАСНИ "ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ" заключается в словах: "Избави, Бог, и нас от этаких судей". В этой басне высмеивается невежество и самомнение. Под Ослом подразумеваются люди, которые делают заключения и дают советы другим, а сами не компитентны в данном вопросе. Я думаю так?

Вика)) (19:23:34 15/11/2011):
каким размером написана эта басня? кто нить знает??

аноним (21:27:18 03/10/2012):
когда написана? Главный герой кто выступает в роли судьи мораль басни крылатые слова? Голова кругом идёт кто знает ответы напишите

Эльза (12:30:48 07/10/2012):
подскажитее...что осуждается в баснях крылова???

~M@$H@~ (22:37:17 05/11/2012):
Люди! Подсказываю верный способ как выучить басню! рисуем картинки! Смотришь и понимаешь басню. Когда рисуешь ты ее читаешь и одновременно потихоньку заучиваешь! Нам в пятом классе задавали учить. Я выучила!

Егор (23:20:14 28/05/2013):
Короче,Мораль такова что нельзя судить человека если ты это не сможешь сделать лучше!

Ничего не понимаете! (20:49:53 26/10/2013):
Иван Андреевич Крылов Он замечательный человек! Я им Восхищаюсь! А вы-неучи.Ничего не понимаете,неужели так трудно,выучить 8 строчек? Вы бы Никогда не смогли ТАКОЕ написать! Он прекрасный Баснописец и не только баснописец.Есть конечно люди,которые разделят моё мнение. Люди которые любят Ивана Андреевича Крылова и с Удовольствием его читают,хоть чуть-чуть понимают искусство! Если вы такие-Бездари,Извиняюсь,просто меня взбесили ваши комментарии...Мы должны гордиться тем,что он Русский баснописец,он-наш! а вы,задеваете его.своими словами! Надеюсь,хоть кого-то, образумит этот комментарий.Люди,Цените то,что у нас есть! И Любите искусство!!!!

Вадим (16:41:26 10/09/2014):
Или вот: "Карась в аквариуме жил И этой жизнью дорожил. Не верил он ни в щук, ни в сети, Ни в бури, что ревут на всей планете..." Завершается: Осколок в дом влетел, рыбёшку не спрося... Аквариума нет и нету карася" Хорошо?

катя (13:31:22 07/10/2014):
А какой вывод? Только простыми словами

света (18:43:02 08/10/2014):
Девки и пацаны памагите найти в сочинении Аллегории и Митафоры

таня (19:51:54 27/10/2015):
какой можно отзыв написать к басне осёл и соловей?

Анастасия (19:53:55 15/11/2015):
Народ,какова композиция этого произведения?

Анализ басни Крылова «Осел и Соловей» (14:08:00 21/09/2018):
Анализ басни И.А.Крылова «Осел и Соловей»Басня «Осел и Соловей» была написана не позднее 1811 года. Она появилась на свет благодаря одной истории, произошедшей с Крыловым. Иван Андреевич прекрасно осознавал свою силу в жанре басни. Один вельможа решил лично познакомиться с баснописцем. Он вызвал его к себе и просил прочитать две-три басни. Крылов артистически прочитал несколько басен и между ними одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа благосклонно выслушал басни и глубокомысленно спросил, почему Крылов не переводит басни, как Иван Дмитриев? Уязвленный Крылов ответил, что не умеет, но по возвращении домой, он, задетый за живое, написал басню «Осел и соловей», в которой излил ту желчь, что осталась от посещения вельможи.

В басне говорится о том, как Осел, выслушав чудесное пение Соловья, посетовал на то, что Соловей незнаком с Петухом, у которого, по мнению Осла, Соловей мог бы поучиться мастерству пения. Под Соловьем в этой басне Крылов понимал себя. По поводу Осла есть несколько версий. Одни считали, что под Ослом подразумевается вельможа, который ставил Дмитриева выше Крылова. Кто-то говорил о князе А.Н.Голицине. Третьи склонялись к кандидатуре графа Разумовского. Но доподлинно точно неизвестно, кто же из вельмож послужил прообразом для Осла. Возможно, что это собирательный образ.

Но не только эта история стала причиной написания басни. Крылов и ранее встречал людей, которые самоуверенно судили о делах и вещах, о которых не имели ни малейшего понятия. Подобным «судьям» свойственно определенное противоречие в поведении. Они самоуверенны, но, как правило, — невежественны. Подобное противоречие вызывает у любого стороннего наблюдателя насмешку. Именно с насмешкой и относится Крылов в своей басне к подобного рода людям.

Крылов, решив высмеять подобное явление, встречающееся в нашей жизни, выбрал аллегорический способ для его изображения. Искусного артиста он представляет в образе Соловья. Выбор сделан удачно, так как Соловья более чем кого-либо можно уподобить талантливому артисту. Судьей в басне является Осел, с которым у читателей связано понятие о глупости и тупости.

Поскольку характеры персонажей понятны читателю, автор начинает басню прямо с развития действия. Осел желает проверить чужие толки о соловьином пении и призывает певца к себе. Так как вся сила рассказа должна заключаться в противоречии между невежественным судом Осла и чудным искусством соловья, Крылов подробно описывает соловьиное искусство, делая упор на том, насколько оно прекрасно. Затем он показывает то впечатление, какое Соловей произвел на все окружающее, и, наконец, переходит к ослиному суду. Судья снисходительно отзывается о пении и только жалеет, что Соловей незнаком с петухом. Петух здесь выбран для того, чтобы без лишних слов изобразить ослиный вкус: в чем может быть больше противоположности, как не в пении Соловья и петушином крике? В этом противопоставлении главным образом и сосредоточена ирония писателя, которая далее усиливается советом Соловью немножко поучиться у петуха. Что оставалось делать Соловью при таком совете? То, что он и сделал: «Вспорхнул и — полетел за тридевять полей».

Аллегория и ирония являются основой литературной обработки этого сюжета. Аллегория основывается на сходстве, ирония на противоположности. Так как действие басни взято из реальной жизни, то и выражения персонажей заимствуются оттуда же.

Крылов — большой мастер выражаться в народном духе; но тут же рядом с такими выражениями как «дружище, мастерище», встречаются у него и другие, которые никак не идут в тон с ними, например, «внимало все тогда любимцу и певцу Авроры».

Говоря далее о впечатлении, какое Соловей произвел своим пением на все окружающее, Крылов допускает определенное преувеличение: «затихли ветерки, замолкли птичек хоры и прилегли стада». Также и образы пастушка с пастушкой взяты из воображаемой счастливой пастушеской жизни, которая описывалась в разных произведениях того времени. Так называемая «пастушеская» поэзия развилась в литературе западных народов, перешла к нам и вызвала подражание.

Мораль басни «Осел и Соловей» такова: «Избави, Бог, и нас от этаких судей»

В чем главный смысл басни «Осел и Соловей»? (14:09:31 21/09/2018):
Неправомерна ситуация, когда невежда начинает судить о делах, в которых он не разбирается, не является специалистом. Критиковать в конструктивном русле и давать советы может только специалист в этой теме. Какие недостатки высмеивает Крылов в басне «Осел и Соловей»? Критиканство, некомпетентность, невежество, неспособность быть объективным, глупость, необъективное поучительство.

Анализ басни Ивана Крылова «Осел и Соловей» (14:11:00 21/09/2018):
Русский литературный гений И. А. Крылов создал более двух сотен басен. Среди них произведение «Осел и Соловей», предположительно написанное в 1811 году. Поводом к его появлению историки считают случай с Крыловым и иностранным князем. Важный вельможа пригласил баснописца продемонстрировать чтение нескольких творений, а затем выразил огорчение, что автор не пишет, как И.И. Дмитриев. Выслушав неприятную реплику, Крылов вернулся домой и написал строки «Осел и Соловей».

Уникальность басен Крылова в том, что он не пытается читать нравоучения; он вместе с нами наблюдает за персонажами, и предоставляет возможность читателю самому судить о сделанных им выводах.

В произведении «Осел и соловей» показана история, которая часто встречается в жизни человека. Кто-то слишком самоуверенный и не обладающий информацией начинает критиковать то, в чем совершенно не разбирается. Символично, что олицетворением такого героя автор выбрал Осла, о котором в народе бытует мнение, как о глупом животном.

Соловей же – второй главный герой композиции, под пристальным вниманием Крылова изображается с удивительной конкретикой, с множеством интересных наблюдений; несколько глаголов и наречий помогают передать насколько красиво пела птица. Очевидным, бесспорным становится для читателей искусное исполнение песни Соловьем. И звери, и люди, – вся природа умолкает, чтобы насладиться его прекрасным, переливистым голосом.

Соловей воплощает образ талантливого мастера, перед дарованием которого преклоняется каждый. Осел предлагает ему взять уроки вокала у петуха, якобы эта птица уж куда гениальней исполняет. Петух – это практически полная противоположность соловья, – крикливая, без слуха и мелодичности поющая поутру птица. Совет так ударил несчастного соловушку, что тот вспорхнул прочь, не ответив ни слова.

Мораль басни в том, что критиковать, судить начинает обычно человек несведущий в обсуждаемом ремесле, потому принимать близко к сердцу, за горькую правду подобные замечания – ошибочно.

Крылов наталкивает на идею быть подобно высоко парящей птице – не обращать внимания на глупых судей. После опубликования произведения русского баснописца заслуженно прозвали Соловьем.

отзыв написать к басне осёл и соловей (14:13:28 21/09/2018):
В басне описывается ситуация, которая часто возникает в реальной жизни. Некто самоуверен­ный и незнающий берется судить о том, о чем не имеет никаких представлений. Не зря в этом об­разе выступает именно Осел, которого традици­онно считают глупым животным. Этот персонаж символизирует абсурдность ситуации. Что же касается Соловья, то автор живописует его пе­ние так, что становится очевидным, насколько хорошо оно было. Мораль басни такова, что су­дьей зачастую становится тот, кто судит без зна­ния дела, и потому нельзя принимать за чистую монету подобные суждения. В словах этой басни Иван Крылов очередной раз высмеивает нелепую ситуацию. Люди необразованные или с большим самомнением, как часто это бывает делают суждения вещах в которых они не понимает.Автор отлично описал происходящие - пение Соловья , так что не остается никаких сомнений - он настоящий мастер и талант, и Осла, всем известного глупого животного, делающего сравнение с петухом, дающим понять, что он совсем не разбирается в музыке.

отзыв написать к басне осёл и соловей (14:16:08 21/09/2018):
Мне нравится басня "Осел и Соловей". Вот уж поистине, "а судьи кто?"! Талантливое пение истинного мастера Осел сравнивает с петушиным криком и выговаривает бедняге Соловью за то, что тот поет недостаточно громко. Неужели в нашей жизни вы ни разу не встречались с такой ситуацией, когда человек, не владеющий знаниями по тому или иному вопросу, выступает в роли главного судьи-ценителя?! Да на каждом шагу! Чему учит басня? Без знаний всех тонкостей и особенностей предмета нельзя судить и оценивать действия другого человека. (например, хороший футболист не может оценить выступление гимнаста или работу художника)

Характерные черты басни ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ (14:19:10 21/09/2018):
Характерные черты басни Герои – животные Построена как диалог Афористичность языка Использование просторечной лексики Аллегория, эпитеты, олицетворение Особая композиция - есть мораль

Эзопов язык (14:20:25 21/09/2018):
Эзопов язык — вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. От легендарного образа поэта VI века до н.э. Эзопа — создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был, по преданию, прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. В дальнейшем эзопов язык нашёл широкое применение в сатире (например, у Салтыкова-Щедрина).

Аллегория (14:21:26 21/09/2018):
Аллегория (от греч. allos — иной и agorae — говорю) — изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ (сердце — аллегория любви). Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определённые лица или социальные явления.

ТАСЯ (14:24:00 21/09/2018):
1. Что такое басня? (короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу)

2. Признаки басни? (дидактика, личины зверей, разговорный язык, свободный стих)

3. Аллегория? (иносказние)

4. Особенности языка басни? (просто, доступность, пословицы)

1. Композиция басни? (1 рассказ об известном событии, конкретном и единичном, но легко поддающемся обобщительному истолкованию, и 2. нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее)

2. Мораль в басне? (поучительный вывод)

3. Когда возникла басня? (6 в. до н.э. Эзоп)

4. Особенности стиля басни?( слог прост, без возвышенности и пафоса)

тима (20:56:02 27/09/2018):
не суди других и сам не будь не веждой

женя бул (16:29:31 07/11/2018):

женя бул (16:30:36 07/11/2018):

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет два умножить на шесть?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2018 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "