Положение органов речи при произношении звуков [р], [р']
Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука. Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами. Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.
Прослушайте стихотворение.
Петя и буквы
Если мы не примем мер,
Мальчик Петя — вот беда!
— Букву "ша" и букву "эр"
Не осилит никогда.
Вместо слово "хорошо"
Говорит он — "холосо".
Вместо слова "парашют"
Говорит он — "паласют".
А теперь наоборот:
Прочим буквам не в пример,
Полюбил он через год
Букву "ша" и букву "эр".
Вместо слова "колесо"
Пишет Петя — "корешо".
Вместо слова "пылесос"
Пишет школьник — "пырешош".
Б. Лифшиц
Спросите у ребенка: "Какие звуки неправильно произносил Петя? Какие звуки Петя научился произносить правильно? Какие ошибки Петя допускал при письме?"
Многие испытывают трудности в произношении звуков [ш], [р]. Речевая гимнастика и упражнения помогут преодолеть эти трудности.
Смотрите также:
Упражнения для формирования правильного произношения звуков [р], [р']