Методики изучения личности ребенка. В помощь вожатому и педагогу
Диагностическое исследование важно как в работе педагога, так и вожатого. Вашему вниманию предлагается несколько диагностических методик, которые можно использовать вожатым в различные периоды смены.
Незаконченное предложение
- Больше всего мне не нравится в лагере...
- По сравнению с другими наш отряд...
- Иногда я боюсь...
- Больше всего мне нравится...
- Думаю, что без проблем смогу...
- По-моему, лучший вожатый — тот...
- Многие ребята из нашего отряда...
- Когда кто-то кричит на меня...
- В будущем я хочу...
- Я бы на месте наших вожатых...
- По сравнению с другими я...
- Мне очень не нравится, когда ребята из нашего отряда...
- Для меня нет ничего хуже...
- По-моему, хуже всего, когда вожатый...
- Жду не дождусь, когда...
- Мне хотелось бы научиться...
- Я ценю в людях такие качества, как...
- Я не люблю думать...
- Мои друзья и я...
- Когда другие делают что-то лучше, чем я...
- В нашем отряде...
- Если бы меня спросили: «Что такое счастье?» — я бы ответил (а)...
Новоселье
Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит в отрядном уголке. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. Эта игра направлена на формирование чувства единения с окружающими. Вожатому следует обратить внимание, какие цвета используют воспитанники, все ли принимают участие в выполнении данного задания, как протекает процесс общения.
Чем я силён?
Данная методика позволяет выявить, в чем силен ребенок, поэтому она состоит из шести так называемых сил.
Для проведения данной методики потребуются: лист с изображением ступенек, ручка или карандаш.
Первая сила — это сила нашего тела, она есть у каждого. Это способность чувствовать свое тело, умение трудиться, отдыхать. Это ловкость, выносливость. Подумайте о своем теле, нарисуйте себя на любой ступеньке восхождения к этой силе.
Вторая сила — умение видеть, способность воспринимать пространство, цвет, форму. Умение видеть зрительные образы, рассматривать детали, картины, чертежи. Определите, на какой ступеньке вы здесь.
Сила слуха — чувствительность к звукам природы, окружающе- го мира, умение играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать. Нарисуйте себя на этой лестнице.
Сила мышления — дает возможность рассуждать и делать выводы, связывая причины и следствия. Люди, обладающие этой силой, любят задачи, головоломки, доказательства. А где вы на этой лестнице?
Сила общения — сила которая открывает все двери, позволяет нравиться и устанавливать контакт с людьми, понимать состояние других людей. Нарисуйте себя здесь.
Сила владения собой — умение владеть своими чувствами, кон- тролировать свои поступки. Решительность, настойчивость, терпение. На какой ступени вы?
Обработка результатов: если ребенок рисует себя на первой и второй ступенях — это низкие показатели каждой из «сил» и заниженная самооценка. Третья и четвертая ступени — средние показатели и адекватная самооценка. Пятая и шестая ступени — высокие показатели и завышенная самооценка.
Диагностика нравственной самооценки
Детям предлагается десять высказываний. Внимательно прослушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны.
Если полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в четыре балла; если больше согласны, чем не согласны, — оцените ответ в три балла; если не совсем согласны — оцените ответ в два балла; если совсем не согласны — оцените ответ в один балл.
Вопросы:
- Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
- Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
- Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
- Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей.
- Я думаю, что можно позволить себе нагрубить в ответ на несправедливое замечание в мой адрес.
- Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
- Мне приятно дарить людям радость.
- Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
- Я думаю, что нужно быть доброжелательным ко всем окружающим тебя людям.
Обработка результатов: номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: за ответ, оцененный в четыре балла, ставится единица, в три балла — две единицы, в два балла — три единицы, в один балл — четыре единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.
Например, четыре балла — это четыре единицы, и так далее.
Интерпретация: от 34 до 40 единиц — высокий уровень нравственной самооценки, от 24 до 33 единиц — средний уровень нравственной самооценки, от 16 до 10 единиц — низкий уровень нравственной самооценки.
Фантастический выбор
Детям предлагается подумать, пофантазировать и ответить на вопросы.
- Приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.
- Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?
- У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай мысленно лепестки: что ты попросишь для себя?
- Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит ее только потереть шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?
- Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.
Результаты данной методики могут быть оформлены письменно: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень будет интересен, так как они могут сравнить свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы анонимны.
Социометрия
Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценки межличностных отношений в коллективе. Эту методику лучше всего использовать в основной период смены и перед отъездом детей из лагеря.
Рассмотрим данную методику применительно к детскому коллективу. Детям предлагается перечислить тех товарищей из отряда, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:
- Кого из отряда ты бы хотел пригласить на свой день рождения?
- С кем из отряда ты бы отправился в кругосветное путешествие?
- С кем из отряда ты бы мог поделиться своими личными переживаниями?
Как правило, ребятам предлагается выбрать не больше трех товарищей из отряда. Обработка представляет собой занесение результатов в таблицу.
Сводная таблица по количеству выборов
Имя, фамилия |
Маша И. |
Оля В. |
Дима А. |
Антон Р. |
Коля Д. |
ВС |
Маша И. |
X |
1 |
2 |
— |
3 |
3 |
Оля В. |
1 |
X |
2 |
3 |
— |
3 |
Дима А. |
3 |
— |
X |
1 |
2 |
3 |
Антон Р. |
2 |
3 |
1 |
X |
— |
3 |
Коля Д. |
— |
2 |
1 |
3 |
X |
3 |
ВП |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
|
ВВ |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
|
Первый столбец таблицы содержит фамилии ребят, которые выбирают. Первая строка содержит фамилии тех, кого выбирают. И в том, и в другом случае фамилии должны быть изложены в одном и том же порядке.
Цифра 1 ставится в столбец того члена отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, цифра 2 — который был выбран вторым, 3 — третьим.
В итоговых строках и столбцах:
ВС — количество выборов, сделанных данным человеком.
ВП — сумма выборов, полученных данным человеком.
ВВ — количество взаимных выборов.
Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе межличностных отношений. Если человек получил наибольшее количество выборов, он относится к числу «звезд».
Если получил среднее количество выборов — к «предпочитаемым».
Если меньше среднего числа выборов — к «пренебрегаемым».
Если не получил ни одного выбора — к «изолированным».
Удовлетворенность ребенка собственным положением в отряде определяется по коэффициенту:
К = ВВ : ВС
где ВВ — число взаимных выборов;
ВС — число выборов, сделанных данным человеком.
Так, если число ВВ равно 0, а число выборов, сделанных человеком (ВС), равно 3 и К = 0/3 = 0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в межличностных отношениях.
Средний уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в отряде будет фиксироваться в случае примерного равенства: «звезды» + «предпочитаемые» = «пренебрегаемые» + «изолированные».
О низком уровне благополучия в отряде свидетельствует преобладание людей с низким статусом.
Если в отряде будет фиксироваться ситуация, когда «звезды» + «предпочитаемые» > «пренебрегаемые» + «изолированные», то это покажет высокий уровень благополучия взаимоотношений в отряде, для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом следует внимательно отнестись к наличию изолированных и пренебрегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в отряде, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.
Символ «X» обозначает, что данное поле заполнению не подлежит.
Необходимо обратить внимание на то, что результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, на оценку индивидуальных качеств воспитанников, не должны выноситься на обсуждение отряда. Полученные данные используются вожатыми только в целях оптимизации своей воспитательной деятельности.
Большие полушария
Данная методика позволяет дать сведения воспитанникам о роли полушарий головного мозга.
Попробуем составить о себе самое общее представление. Важнейшую роль в жизни человека играют большие полушария головного мозга. Поверхность больших полушарий образована серым веществом — корой. Кора отвечает за высшую нервную деятельность — речь, сознание, мышление, внимание, память. Левое полушарие в большей степени отвечает за логическое, абстрактное мышление, словесное восприятие. Правое полушарие отвечает за образное восприятие и мышление, за эмоции. Считают, что левое полушарие «направлено к людям», а правое полушарие «направлено к природе». Жизнь отчетливо указывает на существование двух категорий людей: художники (писатели, музыканты, живописцы, скульпторы и др.), у которых преобладает деятельность правого полушария, и мыслители, у которых преобладает деятельность левого полушария (логический тип мышления). Асимметрия полушарий является результатом умственной работы.
Зная особенности своего головного мозга, можно прогнозировать успехи в определенных областях человеческой деятельности.
Как же узнать, какое полушарие у нас ведущее? Разработан метод экспресс-анализа характера, основанный на четырех врожденных признаках. Эти признаки не меняются до конца жизни.
- Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если это левый — вы человек эмоциональный, если правый — у вас преобладает логический склад ума.
- Попробуйте «прицелиться», глядя на мишень через карандаш. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, даже агрессивном характере, левый — о мягком и уступчивом.
- Если при переплетении рук на груди наверху оказывается левая рука, то вы склонны к кокетству, правая — склонны к простодушию.
- Если при аплодировании удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой — вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.
Обозначьте левый глаз — Л, левую руку — Л, правый глаз — П, правую руку — П.
Расшифровка записи
ПППП — для вас характерны консерватизм, ориентация на общепринятое мнение, не любите конфликтовать и спорить.
ПППЛ — определяющая черта характера — нерешительность.
ППЛП — характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. Это контактный тип характера, у девушек встречается наиболее часто.
ППЛЛ — редкий тип характера, близок к предыдущему, но мягче. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера.
ПЛПП — сочетание аналитического склада ума и мягкости, чаще встречается у девушек — тип «деловой девушки». Медленное привыкание к чему-то новому, осторожность, терпимость.
ПЛПЛ — слабый и самый редкий тип характера, беззащитны, подвержены влиянию.
ЛППП — распространенный характер. Основная черта — эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. Легко поддаются влиянию, счастливы в друзьях, легко сходятся с людьми.
ЛППЛ — тип «маленькой королевы», характерны мягкость, наивность.
ЛЛПП — присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.
ЛЛПЛ — преобладают простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип, практически не встречается у мужчин.
ЛЛЛП — эмоциональность, энергичность, решительность,
часто принимают решения наспех.
ЛЛЛЛ — антиконсервативный тип характера, эмоциональны, эгоистичны, упрямы, иногда замкнуты.
ЛПЛП — самый сильный тип характера, таких людей трудно в чем-то убедить, они с трудом меняют свою точку зрения, энергичны, упорно добиваются поставленной цели.
ЛПЛЛ — настойчивы, склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей.
ПЛЛП — легкий характер, такие люди легко находят себе друзей, любят путешествовать, часто меняют свои увлечения.
ПЛЛЛ — непостоянство, независимость, желание все делать самому. Способность анализировать помогает успешно решать сложные задачи.
«А напоследок я скажу...»
- С каким настроением ты прощаешься с лагерем?
- Что из смены запомнилось больше всего?
- Какое из проведенных дел тебе понравилось больше всего?
- Если бы ты был организатором лагеря, что бы ты изменил?
- Нравится ли тебе наш отряд?
- Что для тебя было самым трудным?
- Чему ты научился во время лагерной смены?
- Какие проблемы ты хотел бы обсудить в последний вечер?
- Как ты считаешь, мог бы ты время, проведенное в лагере, провести где-нибудь интереснее и полезнее для себя?
- Хочешь ли ты на следующий год приехать в наш лагерь?
Психогеометрическая самооценка личности
Эта методика поможет изучить личность ребенка не только в лагере, но и в школе. Вначале необходимо провести предварительную беседу о том, что любая из геометрических фигур символизирует качества характера.
Установка перед проведением
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Только не занимайтесь самоанализом. Ненужные умопостроения ни к чему не приведут. Доверьтесь собственной интуиции. Если испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла ваше внимание. Запишите ее под № 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке предпочтения. На первом месте — это ваша основная фигура, она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения. Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то можно выбрать комбинацию, состоящую из двух или даже трех фигур.
О чем же поведают выбранные ребятами фигуры?
Психологические свойства геометрических фигур
№ п/п |
Фигура |
Положительные свойства |
Отрицательные свойства |
1. |
Квадрат

|
Любовь к порядку, внимание к деталям, аналитичность, рациональность, упорство, настойчивость, бережливость |
Возможность упустить главное, упрямство, педантизм, холодная рассудительность, излишняя осторожность, скупость |
2. |
Треугольник

|
Лидерские качества, способность взять ответственность на себя, решительность, сконцентрированность на проблеме, нацеленность на победу, уверенность в себе, честолюбие, энергичность |
Эгоизм, категоричность, коварство, самонадеянность, безразличие ко всем, пока цель не будет достигнута, карьеризм, неудержимость |
3. |
Прямоугольник

|
Любознательность, возбудимость, настаивание на своем, чувствительность, смелость |
Напряженность, наивность, эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, легковерность, безрассудство |
4. |
Круг

|
Доброжелательность, добродушие, заботливость, преданность, щедрость, доверчивость, великодушие, бесконфликтность |
Нетребовательность, беспечность, навязчивость, легковерность, расточительность |
5. |
Зигзаг

|
Креативность, мечтательность, остроумие, экспрессивность, интуитивность, раскованность |
Неорганизованность, разбросанность, несдержанность, нелогичность, непрактичность |
Диагностика волевых качеств ребенка
В лагерной смене немало дел, требующих волевых усилий, настойчивости, способности преодолевать трудности. Важно в самом начале смены узнать волевые качества воспитанников, чтобы безошибочно поручать им то или иное трудное задание. В этом поможет вожатому диагностика волевых качеств. Детям предлагаются вопросы, на которые они должны ответить «да», если согласны с вопросом, «нет» — при несогласии, «не знаю» — при сомнении, неуверенности.
Вопросы
- В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом вновь вернуться к ней?
- Преодолеешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то не очень для тебя приятное (например, рано встать в выходной день)?
- Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли ты взять на себя ответственность настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны с максимальной объективностью?
- Если тебе прописана диета, сможешь ли ты преодолевать кулинарные соблазны?
- Найдешь ли ты силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?
- Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
- Быстро ли ты отвечаешь на письма?
- Если у тебя вызывает страх предстоящий визит к стоматологу, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть его и не изменить своего намерения?
- Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое настойчиво рекомендует врач?
- Сдержишь ли ты данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот? Иными словами — являешься ли ты человеком слова?
- Без колебаний ли ты отправляешься в путешествие в незнакомый город?
- Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий и прочих дел?
- Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным задолжникам?
- Отвлечет ли тебя очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?
- Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались слова собеседника?
Обработка результатов
Ответ «да» оценивается в два балла, «не знаю» — один балл, «нет» — 0.
1—12 баллов
С силой воли дела обстоят неважно. Ребенок делает то, что легче и интереснее, даже если это может повредить ему. К обязанностям нередко относится спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Его позиция выражается примерно так: «Что, мне больше всех нужно?» Любую просьбу, обязанность он воспринимает чуть ли не как физическое насилие. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме.
13—21 балл
Сила воли у ребенка средняя. Если он столкнется с препятствием, то начнет действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидит обходной путь, тут же воспользуется им. Не переусердствует, но данное слово сдержит. Неприятную работу постарается выполнить, хотя и с неохотой. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмет. Это не с лучшей стороны характеризует его в глазах родителей и учителей.
22—30 баллов
С силой воли все в порядке. На ребенка можно положиться, он не подведет. Его не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда его твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли — это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
Диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации
Воспитанникам предлагается ответить на предложенные вопросы, оценив, насколько свойственно им то или иное поведение в конфликтной ситуации. Можно заготовить бланки на каждого ребенка и провести диагностику (см. табл.).
Обработка результатов
Ключ: А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).
А — жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди стоят до последнего на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть, уверены, что всегда правы.
Б — примиренческий стиль, ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
В — компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
Г — мягкий стиль, проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
Д — уходящий стиль, этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Таблица. Вариант бланка
№ п/п |
Способ поведения в конфликте |
Часто |
От случая к случаю |
Редко |
1. |
Угрожаю и дерусь |
|
|
|
2. |
Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей |
|
|
|
3. |
Ищу компромисс |
|
|
|
4. |
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно |
|
|
|
5. |
Избегаю противника |
|
|
|
6. |
Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей |
|
|
|
7. |
Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем — категорически нет |
|
|
|
8. |
Иду на компромисс |
|
|
|
9. |
Сдаюсь |
|
|
|
10. |
Меняю тему |
|
|
|
11. |
Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего |
|
|
|
12. |
Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось |
|
|
|
13. |
Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону |
|
|
|
14. |
Предлагаю мир |
|
|
|
15. |
Пытаюсь обратить все в шутку |
|
|
|
И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика».
Смотрите также:
Праздник «Встреча с царем морей и океанов»