Стихи Самуила Яковлевича Маршака

БАГАЖ

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка...
- Товарищи!
Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колёс
Огромный взъерошенный пёс.
Поймали его - и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везёт на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит.
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку...
- Отдайте мою собачонку!
- Позвольте, мамаша На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто -
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши -
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
- Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
Вожатый удивился -
Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внёс узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном...
- Это что за полустанок? -
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Удивился и сказал:
- Это что за остановка -
Бологое иль Поповка?
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Потянулся и сказал:
- Что за станция такая -
Дибуны или Ямская?
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Закричал он: -Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!


Смотрите также: Стихи Корнея Чуковского


Комментарии посетителей сайта:

Светлана (14:57:36 27/10/2010):
Ищу стихи про птиц для подготовительного класса гимназии для 6-7 лет

юля (20:31:00 17/12/2010):
ищу анализ сказки "Ландыш" С.Я.Маршака

Иринка (11:31:00 18/12/2010):
Ландыш

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

Анализ стихотворения С.Я. Маршака "Ландыш"

Лес в стихотворении С.Я. Маршака "Ландыш" "живой". Природа по мнению автора находится в действии.

Чернеет лес, жемчужины дрожат.

Солнце раскрывает венчики.

Природой бережно спеленала, завернула цветок в зеленый лист.

Растет цветок.

Томится лес. Он отдал горькому цветку тоску, благоухание.

По этим словам легко сделать вывод, что лес живой.
Таким образом, стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака — «это изображение природы, но воссоздание не ее облика, а ее жизни, то есть движения…изменений, взаимодействий» (Е. Эткинд).

Еще одним подтверждением этой мысли является то, что, читая стихотворение, мы слышим звуки.

Мы слышим те звуки, которые всегда можно услышать в весеннем лесу? Музыка Вивальди поможет нам «услышать» весенний лес.

Можно ответить еще и на вопросы:
Где растет ландыш?
В какое время года он появляется в лесу?
Что за время — весна? Время увядания, пробуждения, сна, расцвета природы?
От чего могут дрожать веточки ландыша?
Почему «горький цветок»? (Ландыш. Его ядовитый сок используют в медицине. Сок имеет горький вкус.)
Почувствуйте, чем «пахнет» лес? (землей, корой, листвой).
Почему Маршак пишет, что ландыш «прохладен»? (первый цветок, похож на снег)

Анализ произведения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный» (10:52:06 19/10/2018):
Анализ поэтического произведения, адресованному ребёнку 1. Автор произведения «Вот какой рассеянный» Самуил Яковлевич Маршак. 2. В стихотворении раскрывается тема человеческой невнимательности и рассеянности. Идея этого произведения заключается в следующем: нужно быть внимательным в любой жизненной ситуации. Нельзя быть рассеянным, так как это может привести не только к забавным случаям, но и к ошибкам, которые помешают достичь намеченной цели. Определить тему стихотворения помогает, во-первых, название «Вот какой рассеянный», во-вторых, лейтмотивные строки, которые завершают каждый ситуативный эпизод, связанный с рассеянностью главного героя: Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Идея открыто не заявляется автором, но градация, нагнетание забавных и нелепых случаев, связанных с рассеянностью героя, не только вызывают улыбку и смех детей, но и заставляют невольно, без авторского диктата, задуматься о том, что нужно быть внимательным, чтобы не оказаться в таких нелепых ситуациях. По сути, это «бытовое» стихотворение, в котором раскрывается обыденная жизнь взрослого рассеянного человека. Оно близко к жизни ребёнка, который уже научился, например, правильно надевать рубашку и брюки, шапку, перчатки и валенки, знает, что билеты покупают в кассе, а квас в буфете, и поэтому нелепые поступки «человека рассеянного с улицы Бассейной» вызывают весёлую улыбку, кажутся, с одной стороны, забавными, а с другой стороны, поучительными, так как учат, как не надо делать. 3. Рассмотрим, какими художественными средствами достигаются психолого-педагогические, эстетические, гедонистические цели детской литературы. 1) В этом стихотворении автор стремится не только развеселить, рассмешить своих маленьких читателей, но и научить их быть внимательными, то есть преследует воспитательные цели. Чтобы добиться этой цели, писатель прибегает к различным художественным средствам и приёмам. Во-первых, это многочисленные лексические повторы. Мы уже говорили о повторе лейтмотивных строк, завершающих каждый эпизод, где описан нелепый поступок героя: «Вот какой рассеянный // С улицы Бассейной!» Здесь же отметим, что это предложение восклицательное, что является синтаксическим средством выразительности. Обратим внимание на анафорический повтор, который не только усиливает эмоциональность и экспрессивность стихотворения, но и делает стихотворение лёгким для запоминания, дети с удовольствием, быстро запомнив, повторяют строки: Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки. Многочисленные инверсии не только оживляют поэтическую речь, но и делают её динамичной: Жил человек рассеянный… Сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого имени существительного усиливают эмоциональность речи. В первой части стихотворения, которую можно считать экспозицией, так как в ней происходит знакомство с героем (до слова «однажды»), Строки начинаются с глаголов: сел, стал, надевать, стал натягивать, натянул, - что тоже усиливает динамичность, лёгкость и живость речи. 2) А теперь рассмотрим, какими художественными средствами раскрывается тема рассеянности. Во-первых, это метатеза (перестановка звуков и слогов): Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубоко уважатый! ……………………. ……………………. Нельзя ли у трамвала Вокзай остановить? Ярким художественным средством в раскрытии темы стихотворения является такое синтаксическое средство, как ряды однородных сказуемых, поставленных в начале строк: Побежал он на перрон, Влез в отцепленный вагон, Внёс узлы и чемоданы, Рассовал их под диваны, Сел в углу перед окном И заснул спокойным сном… Комичность ситуации создаётся и с помощью повторяющегося ответа: А с платформы говорят: - Это город Ленинград. 3) А теперь рассмотрим, как создаётся художественный образ мира. А) Стихотворение написано четырёхстопным хореем, самым динамичным и подвижным размером, что отвечает художественному замыслу автора показать стремительно развивающиеся события. Схема четырёх строк: Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки – Оказалось, это брюки. +U /+U/ UU /+ +U/ +U/ UU /+ UU/ +U/ +U /+U UU/ +U /+U /+U Б) Значимые перебои ритма возникают в повторяющихся строках, делая на них смысловой акцент: Вот какой рассеянный На улице Бассейной. В) Обратим внимание на рифмы стихотворения С. Я. Маршака, которые расставляют смысловые акценты. Рифма смежная: рассеянный – Бассейной (дактилическая, так как ударение падает на третий с конца строки слог, что не так часто встречается в поэзии). Затем рифма мужская: кровать – надевать, руки – брюки, пальто – не то. Женская рифма: перчатки – на пятки (составная рифма). Г) Мы уже отмечали анафоры, приведём ещё примеры: Он отправился в буфет Покупать себе билет. А потом помчался в кассу Покупать бутылку квасу. Анафорический повтор слова покупать создаёт как бы дополнительную рифму в начале стиха и делает его ещё более выразительным. Вот ещё пример анафоры: А приехал я назад, А приехал в Ленинград! 4) Какова структуры стихотворения? Стихотворение делится на строфы: двустишия и четверостишия (катрены) В композиции можно выделить экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Экспозиция – это первая часть стихотворения до слова «однажды». В ней ярко характеризуется рассеянность героя, как его типичное состояние. Со слова «однажды» (завязка действия) начинает развиваться действие, когда наш герой на трамвае отправляется на вокзал, отправляясь в дальнюю поездку. Действие развивается в пространстве и времени: трамвай – вокзал – буфет – касса – перрон – отцепленный вагон. Затем возникает абсурд: герой думает, что он едет от Ленинграда в другое место, называет предполагаемые станции: Бологое, Поповка, Дибуны, Ямская, но получает один и тот же ответ: «Это город Ленинград». Кульминацией можно считать тот момент, когда герой возмущается: … - Что за шутки! Еду я вторые сутки, А приехал я назад, А приехал в Ленинград! Заключительные строки подводят итог: Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Содержание стихотворения соотносится с его делением на строфы прямо. Каждая строфа представляет законченную мысль. Смысл строф сопоставлен. Последняя строфа значима для раскрытия идеи стихотворения и содержит вывод. 5) В своём стихотворении автор использует бытовую, повседневную лексику, которая присутствует в детском словаре: кровать, рубашка, рукава, брюки, гамаши, шапка, сковорода, валенки, перчатки, узлы, чемоданы, диваны. Используется разговорная лексика: натягивать, на ходу, натянул, помчался, влез, рассовал, спозаранок. В речи героя используются разговорные конструкции: «Что за станция такая?», «Что за шутки!» 6) События описываются от третьего лица, используется модель вездесущего автора. 4. Каков эмоциональный уровень восприятия адресатом произведения? Стихотворение оказывает неизгладимое впечатление, заставляет увидеть мир по-новому, пробуждает желание задуматься над своими действиями и поступками. Несомненно, оно даёт импульс к фантазии, будит воображение. Ребёнок представляет яркие картины, чаще всего забавные и смешные, связанные с героем стихотворения. Стихотворение прозрачно, доступно для понимания его смысла ребёнком, оно ощущается как неожиданная эстетическая радость. 5. Аспект оценки качества поэтического произведения для детей. 1) В стихотворении рифмы точные, они не случайны, здесь нет книжного подражательства, автор обладает своим стилем, поэтическим почерком. 2) В нём нет ничего лишнего, всё подчинено художественному образу рассеянного человека. Лирический сюжет развивается последовательно, композиция стройная, логически завершённая. Простота, краткость, доступность, живость, эмоциональность – важные достоинства этого произведения. 3) Здесь нет дидактики и нравоучений, автор добивается своей цели с помощью художественных средств. Он создаёт яркие картины, художественные образы, а выводы делает сам маленький читатель; автор ненавязчиво подводит к этим выводам. 4) Поэт говорит на простом языке, понятном ребёнку, он словно проникает в детское мироощущение, проявляя при этом мудрость, точность, гуманность. 6. Психолого-педагогический компонент – самый важный в произведении для детей. 1) Стихотворение рассчитано на дошкольный возраст, от 4 до 5 лет. Набор художественных средств соответствует психологическому, физиологическому развитию ребёнка, так как в нём развивается повествовательный сюжет, понятный для ребёнка, повторы слов, чёткое членение стихотворения, выделение эпизодов, иллюстрирующих идею стихотворения, позволяют легко воспринять это произведение. Череда забавных эпизодов, связанных с нелепыми поступками героя, вызывает живой интерес ребёнка, оказывает на него эмоциональное и эстетическое воздействие. 2) В стихотворении, несомненно, присутствует нравственная составляющая, так как оно способствует нравственному, духовному становлению ребёнка. Маленький слушатель воспринимает это произведение на эмоциональном уровне, переживает различные чувства: удивление, радость, веселье, смех, иногда даже сочувствие незадачливому герою, который так и не добрался до места своего назначения. Сочувствие, сопереживание развивает личность ребёнка. 7. Автор соблюдает базовые требования к детскому произведению. В нём автор создаёт комичные ситуации, создавая занимательный и острый сюжет. События развиваются динамично и быстро, не давая ребёнку заскучать, удерживают его внимание на всём протяжении стихотворения. Образы понятны и доступны. И самое главное – в произведении нет навязчивой назидательности, потому что воспитание должно протекать для ребёнка незаметно.

С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный» (10:55:41 19/10/2018):
Людей забывчивых, невнимательных, чудаковатых в шутку называем мы «человеками рассеянными с улицы Бассейной». То же говорим и деткам, которые в школе оставляют шапки или книги, в спортивных залах – обувь, на игровых площадках – кукол, мячи, машинки… Однако из современных маленьких читателей уже далеко не все знают эту загадочную личность, с которой их сравнивают. К истории создания «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной» - пожалуй, самое любимое стихотворение наших бабушек и мам. Без него так же невозможно представить их детство, как без Золушки, Снежной Королевы, Винни Пуха или Малыша с Карлсоном. Автором его является Самуил Маршак, замечательный поэт, на произведениях которого воспитывалось ни одно поколение советской ребятни. Рассказ о том, как жил человек рассеянный с улицы Бассейной, признан самым популярным произведением поэта. Придя к читателям в 1930 году, книжка с её забавным персонажем с тех пор выдержала десятки переизданий и переводов на многие языки. Очарование великолепным строчкам прибавили и замечательные иллюстрации художника Конашевича. Именно по ним и представляла себе публика то, как выглядит герой - рассеянный с улицы Бассейной. Автор и его герой Люди, близко знавшие Маршака, не без основания утверждали, что автор чем-то схож с придуманным им образом, и он неоднократно возвращался к нему в своем творчестве. По-видимому, поэта интересовали такие вот личности: несколько нелепые, смешные чудаки, неординарные, своим поведением нарушающие скучный, привычный быт. Самуил Яковлевич, порой бывающий довольно эксцентричным, иногда становился точь-в-точь таким, как человек рассеянный с улицы Бассейной. В 1975 году творческое объединение «Экран» сняло мультфильм по стихотворению. От образа к сюжету Сюжет стихотворения вполне можно считать эпическим, так как он включает в себя и смену событий, и определенное развитие. Строясь по принципу рифмованного рассказа, композиция его имеет экспозицию, или вступление, затем внутреннее движение, кульминацию и эпилог. Что же рассказывает о герое Маршак? Рассеянный с улицы Бассейной живет в Ленинграде, скорее всего, в коммунальной квартире. Соседи привыкли к его чудачествам и, по-видимому, не обращают на них внимания. Только изредка поправляют, когда уж совсем рассеянный нарушает привычные стереотипы. Вместо рубашки герой надевает брюки, а вместо шляпы пытается нахлобучить на макушку сковородку, а уж пальто так и вовсе «прикарманивает» чужое. Почему так происходит, ведь стих «Рассеянный с улицы Бассейной» о вполне обыкновенно личности? Все дело в том, что герой излишне сосредоточен на каких-то, только ему ведомых, мыслях, как на поэтическую волну творчества был настроен всегда сам Маршак. А вспомните анекдоты о шахматистах, профессорах, представителях иных профессий, постоянно погруженных в интересную им сферу! Тут будут и развязанные шнурки, и разноцветная обувь, и поездки не туда! Кстати, и сам рассеянный тоже отправляется в путь – на поезде по маршруту Ленинград – Москва. Что из этого вышло – можно узнать, прочтя произведение! - Точный адрес Остается ещё один вопрос: "Что же это за такая улица в Ленинграде – Бассейная?" На какой карте можно прочесть её название? Огорчим: на современной городской карте нет такой улицы. Такой топографический объект действительно был, но только в Санкт-Петербурге. А с 1818 года улица получила другое название – Некрасова. Проходит она через центр города, от знаменитого Литейного проспекта до Греческого. Еще в 18-м веке тут были бассейны, из которых вода подавалась в великолепные фонтаны в Летнем саду. Спустя столетие бассейны заменились Греческим сквером. Затем улица переименовалась в честь Некрасова, ведь великий поэт прожил тут 20 лет. Наверное, поэтому – в память о знаменитом собрате по перу – и поселил тут Маршак человека рассеянного...

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет три умножить на шесть?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2018 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "