"Капалуха" В.П. Астафьев

Смотреть и слушать рассказ "КАПАЛУХА"

Канал "РАЗУМНИКИ" в YouTube

"ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ СЕЙЧАС на наш канал!"

Читать рассказ В. Астафьева "КАПАЛУХА"

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скотна летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

капалуха астафьев

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— Зачем?

— Да так!

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё! Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку... — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА "КАПАЛУХА" (ДЛЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА)

Часто ярчайшим впечатлением, особенно для ребенка, становится явление природы или какое-то живое существо. Ребенок уже "обосновался" в мире, знает жизнь вокруг себя, а ещё если это городской ребенок… то выезд за город, столкновение лицом к лицу с природой – очень важно. В рассказе описывается, как маленький герой увидел птицу. Точней, сначала он увидел её гнездо, а там будущие птенцы – ещё в скорлупе. Его приятель предложил забрать их. На логичный вопрос героя "зачем", тот не смог ответить. И тут они увидели странную птицу - у неё не было перьев на груди, а ещё вела себя она очень странно – шумно. Понятно, что она волновалась, ведь это было её гнездо, её детки.

Тут к ребятам подошел учитель и пояснил, что птица эта выщипывает сама у себя перья на груди, которые всё равно не помогают летать, чтобы птенчикам было теплей. Он назвал её странное имя – капалуха. Конечно, ребят поразило поведение птицы, её самоотверженность.

Рассказ учит внимательному отношению к миру природу, а ещё тому, что звери и птицы могут быть такими смелыми и самоотверженными, что людям с них только пример брать.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА В. П. АСТАФЬЕВА "КАПАЛУХА"

Выдающийся русский писатель В. П. Астафьев родился в 1924 году в сибирской деревне. Детство писателя было очень трудным: его семья была выслана в ссылку, а маленькому мальчику пришлось жить в детском доме. Именно те события, которые происходили с ним в приюте легли в основу первых произведений автора.

В своих рассказах он описывал тяжелое детство своих друзей, которые были вынужденные расти без родительской любви и заботы. Юность Астафьева пришлась на период Великой Отечественной войны. Писатель также описывал военные события, героическую борьбу советского народа в своих рассказах и новеллах. Отдельное место в его творчестве занимает тема природы и родной деревни.

Ведь детство его прошло в красивейшем крае – Сибири, среди густых еловых лесов и зеркально-чистых вод Енисея. Один из таких рассказов – "Капалуха".

ИЗЛОЖЕНИЕ ПО РАССКАЗУ "КАПАЛУХА"

Повествования ведется от лица самого автора. Эта история случилась с ним в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят. В начале рассказа мы видим всю красоту таежного края – с непревзойденным мастерством автор описывает природу своей маленькой родины – хвойные деревья, густые ковры травы и маленькие кустики черники, которые робко прячутся в зарослях.

Один из друзей маленького мальчика (автора) вдруг заметил капалуху, которая пыталась убежать от охотников. Мальчики осмотрели траву и вдруг заметили гнездо этой птицы, в котором уютно располагалось четыре яйца. Кто-то из ребят захотел забрать яйца с собой, однако учитель запретил это делать, объяснив, что из этих яиц в скором времени вылупятся маленькие птенцы.

Мальчику стало стыдно – он начал сравнивать капалуху со своей матерью, которая дарила ему любовь и заботу в детстве. Разговор ребят учителя перервал крик капалухи, которая несмотря на угрозу собственной жизни, все же вернулась к своим будущим птенцам. Когда ребята отошли, капалуха заботливо покрыла яйца своими широкими крыльями.

Автор заканчивает свой рассказ собственными размышлениями о том, что через несколько дней мир увидят маленькие птенцы, которые своим пением станут преображать несравненную природу тайги.

АНАЛИЗ РАССКАЗА "КАПАЛУХА"

Несмотря на то, что капалухе удалось защитить своих птенцов от опасности, этот рассказ является очень грустным. Эта история случилась с автором, когда он перебывал в детском доме. Мальчик, который сравнивал капалуху со своей матерью, никогда не видел ее, так как был сиротой.

Воспитанники детского дома нуждались в материнской заботе. Рассказ учителя о будущих маленьких птенцах растопил сердца маленьких ребят, которые были лишены любви своих мам. Автор наделяет капалуху человеческими чертами – смелостью, способностью любить и защищать свое потомство.

Этим он еще больше приближает птицу к образу матерей брошенных детей. Также в своем произведении автору удалось коснуться темы красоты родного края. Читая рассказ, мы словно переносимся в тайгу: видим ее могущественные многовековые деревья, свежие травы, ожерелья ягод.

ПЕРЕСКАЗ "КАПАЛУХА"

Повествование ведется от лица самого автора. Эта история случилась с ним, когда он и его друзья выпасал молодых телят.

Один из друзей маленького мальчика (автора) вдруг заметил капалуху, которая пыталась убежать от охотников. Мальчики осмотрели траву и вдруг заметили гнездо этой птицы, в котором располагалось 4 яйца. Кто-то из ребят захотел забрать яйца с собой, однако учитель запретил им это делать, объяснив, что из этих яиц в скором времени вылупятся птенчики. Мальчику стало стыдно, и он начал сравнивать капалуху с собственной матерью, которая дарила ему любовь и заботу в детстве. Разговор ребят учителя прервал крик капалухи, которая несмотря на угрозу собственной жизни, вернулась к собственным птенцам. Когда ребята отошли, капалуха заботливо покрыла яйца своими широкими крыльями.  Автор заканчивает рассказ собственными размышлениями, о том что через несколько дней мир увидят маленькие птенчики, которые своим пением будут преображать несравненную природу тайги. 

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ РАССКАЗА "КАПАЛУХА"

Материнская любовь выше всего на свете. Главное назначение человека – творить добро. Не навреди.

ЗАГАДКА

Угадайте, что за птица?
В густом лесу живёт.
Похожа на курицу и петуха.
А весной, когда песни поет,
Ничего не слышит, совсем глухая.
Отсюда его название.
ОТВЕТ: - Глухарь.

СООБЩЕНИЕ О ГЛУХАРЕ

Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из – под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из – под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на землю, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь – петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За это и прозван глухарём".

ПОСЛОВИЦЫ

Нет леса - посади.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

При солнышке-тепло, при матушке-добро.

Мать высоко руку подымет, да не больно опустит.

Кто отца и мать почитает, то вовеки не погибает.

Птица рада весне, а младенец-матери.

ПЛАН К РАССКАЗУ "КАПАЛУХА"

1. Описание тайги.
2. Маленький бугорок.
3. Гнездо глухарки.
4. Птица и ее поведение.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев.
Черничник – место, где растёт ягода черника.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Тайга - труднопроходимый, преимущественно хвойный лес.
Космы - взлохмаченные пряди волос.
Пихта - хвойное дерево семейства сосновых, имеющее пирамидальную форму.
Пастьба - место, где пасут скот.
Покоробленные - кривые.
Напружены - напряжены.
Альпийские - высокогорные.
Космы– взлохмаченные пряди волос.

ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ ПО РАССКАЗУ "КАПАЛУХА"

1. Какую птицу охотники называют капалухой? Почему? - (Глухарка, самка глухаря. И только самка глухаря, которая уже мама, у которой есть или недавно было потомство.)
2. Где происходит событие, описанное в сказке? - (В тайге).
3. Каких животных гнали на пастьбу? - (Стадо телят и бычков).
4. Что растет на небольшом бугорочке? - (Ягода черника).
5. Почему вокруг бугорка поднялся шум? - (Потому что, по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка).
6. Где ребята обнаружили гнездо птицы? - (У черничного бугорка).
7. Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? - (Он испугался).
8. Какими были яйца в гнезде? - (В гнезде было четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных.)
9. Какое открытие сделал подошедший пастух? - (Он нашел гнездо капалухи).
10. Определите жанр произведения? Почему? - (Рассказ. Потому что здесь речь идёт об одном событии и в нём малое количество действующих лиц.)
11. Какой тип текста? - (Повествование.)
12. Кто является действующими лицами. - (Дети, учитель, капалуха, автор.)
13. Какие слова, характеризуют капалуху? - (Заботливая, бесстрашная, смелая.)
14. Какие чувства вы испытываете, когда читаете это произведение? - (Грусть, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят.)
15. Какие чувства вы испытали к матери-капалухе? - (Восхищения, благодарности, уважения.)
16. Как вы понимаете слово самоотверженная? - (Готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов.)
17. Какие слова в тексте, говорят о чувствах капалухи? - (Гнев, испуг, бесстрашие.)
18. Почему дети решили не трогать гнездо? - (Восхитились смелостью птицы – матери, им стало её жаль.)
19. В жизни людей встречаются подобные случаи? - (Мама тоже защитит нас в трудную минуту.)
20. Успокоилась ли капалуха сразу? - (Она не избавилась от своего страха и волнения за своих детей, она всегда была настороже.)


Смотрите также: "Поздним вечером" Ю.В. Бондарев


Комментарии посетителей сайта:

Даша (17:56:18 16/04/2013):
Дмитрий и Диана, как же вы читали ,если в начале написано.Капалуха это Глухариха

Маша (21:06:56 14/09/2014):
Очень хороший рассказ...и поучительный! Нужно научиться быть благодарными нашим мамам,ведь они так заботятся о нас,все-без исключения!

Олеся (23:58:09 12/01/2015):
Такими рассказами я зачитывалась в детстве,да и сейчас с удовольствием читаю!Поучительно,сколько доброты в этом маленьком рассказике!

саша (12:52:57 15/03/2015):
Поучительный рассказ, ещё раз подтверждает, что родители за нас жизнь готовы отдать

Мое Имя Секрет... (19:13:07 29/03/2015):
Этоя очень трогательный рассказ... Я этот рассказ читала в 3-км классе, а прочитала я его потаму что задали.. Вообще классный рассказ, но трогательный. Супер, Класс.!!!!!!!!

Анна 7 лет (20:01:21 08/05/2015):
Мне очень понравился рассказ, жалко продолжения нет, мама хорошая, очень хорошо что с ней ничего не случилось, даже я ещё раз прочитала, во какой хороший рассказ просто супер

ПОЧЕМУ У ЧЕРНИКИ ТАКОЙ СКРОМНЫЙ ЦВЕТОК? (20:20:39 03/03/2018):
Цветки яркие и заметные не «для красоты», а для привлечения насекомых-опылителей. В этом смысле цветок черники не такой уж и скромный – его довольно хорошо видно. Кроме того, цветков на растении много, и сама черника обычно растёт большими зарослями, так что «зазывать» пчёл и шмелей издалека ей не нужно: шмель находит один цветок, потом перелетает на соседний, и так далее. При такой плотности он просто не может их пропустить. ЧТО ТАКОЕ АЛЬПИЙСКИЕ ЛУГА? Альпийские луга – это луга в горах, на большой высоте, где уже не могут расти деревья. Они бывают не только в Альпах, но и в любых достаточно высоких горах.

ПОЧЕМУ ГЛУХАРКУ НАЗЫВАЮТ КАПАЛУХОЙ? (20:21:58 03/03/2018):
Так и хочется связать это название (обычно пишется «копалуха») с копанием, тем более что домашние куры – родственницы глухаря, как всем известно, действительно часто копают землю мощными ногами. Но глухарям такое поведение не очень свойственно: они в основном склёвывают пищу с поверхности, а не выкапывают её. На самом деле, это слово пришло в русский язык из финского, где «коппала» – это просто самка глухаря.

ПОЧЕМУ ГЛУХАРЯТА ГОЛОВАСТЫЕ? (20:23:00 03/03/2018):
У всех детёнышей голова крупнее относительно тела, чем у взрослых. Дело в том, что даже новорождённому существу уже нужен довольно крупный мозг, который в маленькой голове просто не поместится. Затем тело растёт быстро, а голова – отстаёт в росте, и в итоге у взрослой птицы или зверя она делается меньше относительно общих размеров.

СТИХОТВОРЕНИЕ (12:12:00 04/03/2018):
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
Река без рыбы – не река.
Лес без зверей - не лес.
Воздух без птиц – не воздух.

ПРО КАПАЛУХУ (17:44:00 04/03/2018):
Капалуха – самка глухаря.

1.Глухарка светло-коричневая птица с ржавыми и белыми поперечными полос­ками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

2. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.

3. Выводят птенцов в конце мая - начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

4. Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.

КАК ОПИСЫВАЕТ АВТОР ГНЕЗДО ГЛУХАРКИ? (17:48:53 04/03/2018):
Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных

ЧТО ЗНАЧИТ «ОЗИРАТЬСЯ»? (17:50:12 04/03/2018):
оглядываться

ЧТО ХОТЕЛ ПОКАЗАТЬ АСТАФЬЕВ ЭТИМ РАССКАЗОМ? (17:52:39 04/03/2018):
Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших)

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет четыре умножить на два?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2018 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "