Как строить познавательную игру
Познавательная игра может быть посвящена любой теме. Но целесообразно планировать и проводить игры, которые способствуют получению дополнительных знаний по учебным предметам. Для этого необходимо иметь тесный контакт с образовательными учреждениями и точное представление о недостающих знаниях учащихся.
При разработке познавательной игры необходимо иметь в виду:
- объем фактических знаний учащихся;
- сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы (умение планировать и распределять во времени работу, пользоваться справочным материалом; сформированность действий самооценки и самоконтроля и т.д.);
- уровень интеллектуального развития;
- тип внимания, памяти, темперамента;
- состояние здоровья.
Исходя из возрастных особенностей детей и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материала (загадок, стихов, литературных произведений, исторических фактов, пословиц, поговорок, высказываний известный людей, картин художников и т.д.)" который потом компонуется в блоки и одевается в "интересную форму". Все задания в блоках должны быть расположены "от простого к сложному", по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными эффектами, а также использованием необходимого реквизита.
Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов:
- представления гостей, церемониала знакомства;
- звуковых, световых, технических эффектов;
- кинопролога, музыкальной увертюры, общей песни, ритуала подъема флага и т.д.
Организуя основную часть мероприятия, педагог должен попытаться объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность.
Не следует забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции (т.е. основной части), может быть собрана в один блок. Сюда относятся: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера, сюрпризы, выступления гостей и др.
Завершающая часть должна быть четкой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал, общая песня и т.п.
Последнее включает в себя подведение итогов и анализ игры. Какие бы формы игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:
- Игра должна содействовать сплочению коллектива.
- Иметь познавательное значение.
- Активизировать общественную деятельность учащихся.
- Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
- Создавать условия для детского творчества.
- Соответствовать принципу: "Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц".
При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.
Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинстза играющих.
Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, ее выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития, кругозора.
Конец игры должен быть результативным — победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.
Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой.
Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на ребят, например, труд. Игра важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Помните: вся воспитательная сущность игр отражается в их правилах.
Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях.
Чтобы привлечь внимание учащихся, можно использовать следующие приемы:
- красочное объявление;
- афишу;
- плакаты;
- рекламы, нестандартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом;
- пригласительный билет;
- приглашение — письмо, открытку, визитку;
- "живую рекламу";
- объявление по радио и телевидению.
Отбирая игроков для участия в познавательной игре, необходимо заранее сообщить им тему программы, а также области знаний, о которых пойдет речь. Желательно указать список литературы, которой можно воспользоваться при самоподготовке. Это могут быть словари, справочники, энциклопедии. Их не обязательно читать от корки до корки, главное — найти ответ на нужный вопрос. При необходимости молено воспользоваться аудио-, видео- и наглядными материалами, а также услугами интернета.
Возможна и организация консультаций, где участники могут индивидуально получить нужную информацию и задать интересующие их вопросы.
Знания, полученные игроками, по достоинству оценит жюри, в которое могут войти учителя-предметники и специалисты разных областей. Желательно, чтоб их оценки были объективными, справедливыми и не вызывали спорных вопросов.
Помните, что любая игра ни в коем случае не должна быть похожей на урок, дополнительную работу по изучению пройденного в школе материала. Главное, к чему должен стремиться педагог, — зажечь искорку интереса к той или иной области знаний. Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлеченности, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.
Источник: "Сценарии викторин, конкурсов, познавательных игр в школе." Турыгина С.В., Кугач А.Н., 2003 г.
Смотрите также:
Как играть с пословицами и поговорками