загрузка...

Исторические игры

Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр.

"Пираты"

Это скорее подготовка к настоящей ролевой игре. Она предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Вы можете организовать ее, например, в летнем лагере, причем "убьете сразу двух зайцев": доставите удовольствие детям и решите некоторые педагогические задачи, так как эта игра, как и все забавы подобного типа, развивает творческие способности детей, их фантазию.

Большое значение имеет создание у ребенка ощущения реальности происходящего, поэтому необходима "пиратская" атрибутика: повязка на один глаз, игрушечный меч или кинжал у пояса и т. д. Конкретное место проведения, как правило, не важно: дети легко "превращают" в пиратский корабль участок любой территории.

Перед началом игры ребятишки должны придумать название для своего корабля. Затем создается команда (от 5 до 10 человек) и распределяются роли "боцмана", "юнги", "кока", "матросов". Капитаном, конечно, будет "харизматический" лидер данной группы. Следует, однако, объяснить играющим, что остальные роли не менее важны: судьба корабля зависит от сплоченности команды.

Цель "пиратов" – найти "клад", который может быть чисто символическим, а еще лучше – заранее подготовить и спрятать призы для победителей, которые и будут своеобразным "кладом". Рекомендуется также заранее нарисовать "карту", а именно – начертить несложный план местности или помещения, в котором проводится игра. Каким-либо значком на "карте" отметьте место, где "зарыт клад". "Пираты" должны найти "сокровище" за определенный промежуток времени.

Если число желающих принять участие в игре слишком велико, можно сформировать две конкурирующие команды, которые будут представлять, например, испанских и английских "пиратов". Выигрывает та команда, которая быстрее найдет "клад". Кроме того, вторая команда может "взять на абордаж" корабль противников и, тем самым, лишить их возможности участвовать в игре. Это внесет в игру больший динамизм.

"Битва в Тевтобургском лесу"

Перед вами классическая ролевая игра на исторический сюжет. Тем, кому название игры ни о чем не говорит, сообщаем, что в общих чертах события выглядели так: в 9 году от Р. Х. древние германцы под командованием вождя одного из племен Арминия (германская форма этого имени – Герман) нанесли сокрушительное поражение римским легионам, предводительствуемым Квинтилием Варом. Битва имела огромное историческое значение: римляне долго не могли оправиться от потрясения и восстановить военный потенциал, император Август впал в глубочайшую депрессию, а немцы до сих пор считают 9 г. н. э. точкой отсчета своей истории.

Однако игроки могут все это изменить. Только представьте себе: если победят римляне, Августу не придется биться головой о стену и кричать: "Вар, верни легионы!", а у Вара, в свою очередь, не окажется причин кончать жизнь самоубийством – наоборот, в случае победы его ожидают разнообразные почести (перспектива, особенно заманчивая для игрока, исполняющего эту роль). У немцев же, может быть, поубавится воинственности.

Теперь о самой игре. Место ее проведения вполне очевидно – лес. То, что участвуют две команды, тоже понятно. Несколько слов о костюмах мальчишек. Как выглядели древние римляне, догадаться несложно: туники, доспехи, мечи, щиты и т. д. Труднее с обувью: где в наше время достать калиги? Но не огорчайтесь – подойдут и обычные летние сандалии. С внешним обликом "германцев" также затруднений возникнуть не должно: "скопируйте" одежду и вооружение викингов – они тоже германцы (если вы не знаете, кто такие викинги, тогда дело совсем плохо).

Замечания о сюжете и персонажах:

Арминий одержал победу благодаря хитрости: заманил римлян (которые, кстати, ему полностью доверяли) в лес якобы для того, чтобы подавить восстание одного из племен, и вероломно напал на них. Сделайте вывод о его характере! Вар, правда, тоже ангелом не был: германцы восстали из-за его притеснений.

Немного развейте сюжет: подумайте, кто еще мог бы участвовать в игре. С нашей точки зрения, необходимы:

1) "вожди" германских племен, которые будут руководить небольшими отрядами

2) римские "центурионы", выполняющие ту же функцию в другой команде

3) "жрецы" (в обеих командах) их обязанности – поднимать боевой дух игроков, изготавливать амулеты, приносить богам жертвы и вопрошать их об исходе боя, и т. д.

4) "женщины-германки" – верные подруги воинов.

В рамках игры можно провести некое мероприятие, именуемое в определенных кругах "менестрельником", своего рода музыкально-поэтическое состязание, в котором обычно принимают участие местные барды. Ничего, что гитара не вписывается в исторический контекст главное – соответствующая тематика песен (в текстах должны фигурировать Один, Фрейя и т. д.).

"Верная шпага короля"

Участникам игры предоставляется возможность внести свой вклад во французскую историю, ибо место и время действия игры – Франция, XVI век. Это, как известно, своего рода "смутное время": период религиозных войн, когда страна оказалась разделена на два враждующих лагеря – католиков и протестантов (последних называли гугенотами). Посему и играющих следует разделить на две команды. Делить лучше по жребию, чтобы игроки не сразу догадались, кто им друг, а кто враг (это выяснится уже в ходе игры). Место проведения: город (лучше – пригород). Оснащение: шпаги, по возможности – одежда, соответствующая времени действия игры.

Главные действующие лица:

шевалье Франсуа д\Андело (имя взято из истории Франции – так звали одного из вождей протестантов). Наш д\Андело – гугенот, храбр до безрассудства, по происхождению – разумеется, гасконец (кто же не знает, что самые доблестные дворяне Франции – все сплошь гасконцы)

Генрих, король Наварры – глава гугенотов, беарнец (это почти то же самое, что гасконец, так что комментарии излишни)

Карл де Гиз, герцог Майеннский – глава католической лиги с точки зрения гугенотов – очень нехороший человек.

Кроме того, участвуют:

курьеры-гугеноты – имена можно придумать любые число – от 3 до 10

агент Генриха Наваррского в Париже – имя лучше использовать подлинно историческое, например, Агриппа д\Обинье

многочисленные католики различных званий.

Сюжет и правила игры:

1589 год, недавно убит последний представитель династии

Валуа король Генрих III. Престол должен занять ближайший родственник Валуа Генрих Бурбон, король Наваррский. Но на корону имеет виды и герцог Майеннский. Генрих Наваррский отправляет в Париж курьера – д\Андело. Последний должен доставить огромной важности послание Генриха своим верным соратникам. Кому он должен вручить письмо, д\Андело не знает (агент короля Наваррского в Париже засекречен). По дороге он должен встретиться с несколькими курьерами-гугенотами, каждый из которых сообщит ему, где и как найти следующего. Пароль для встречи с парижским агентом знает только последний курьер. Д\Андело и другие курьеры узнают друг друга по какой-либо заранее условленной примете, вещи или детали одежды.

При этом наш гасконец должен быть предельно осторожным, так как члены католической лиги употребят все свое могущество, чтобы помешать ему исполнить поручение: шпионы будут притворяться друзьями и всячески постараются его запутать, а то и просто убить. Положение д\Андело осложняется еще и тем, что время, за которое он должен выполнить задание, строго ограничено (следует заранее определить, за какой период он должен уложиться).

Участникам игры надлежит помнить, что все они – "благородные дворяне", и кодекс дворянской чести для них незыблем. Именно он – критерий, по которому определяются и поведение, и речь сих "благородных воинов". Они должны быть подчеркнуто вежливыми и с друзьями, и с врагами, обращаясь и к тем, и к другим как-нибудь по-старинному, например "милостивый государь". Это придаст игре дополнительный "исторический колорит".

Игрокам из "католической" команды, кроме того, памятуя о своей сверхзадаче – во что бы то ни стало остановить д\Андело, – не следует забывать, что цель не всегда "оправдывает средства". В конце концов, на дворе – август 1589 года Варфоломеевская ночь случилась 17 лет назад, и нет смысла пытаться ее повторить.

Участникам игры, естественно, предстоит сражаться на дуэлях. Не стоит во время "поединка" входить в раж и стараться убить противника по-настоящему. Достаточно заранее договориться, какой удар считается смертельным. Вообще, правила дуэлей должны быть четко определены.

По ходу действия можно придумать новые сюжетные ходы, ввести других персонажей.

Итак, судьба французского престола в ваших руках. Желаем удачи!

Игра на сюжет из истории древней Руси

Чтобы разыграть подобный сюжет, игроки должны обладать хотя бы минимальными знаниями о том "откуда есть пошла Русь" и как она "стала быть". Если имеется серьезный пробел в знаниях, стоит прочесть хотя бы детские "Рассказы начальной русской летописи". Внимательный читатель сразу заметит, что просматривается определенное сходство во всех этих полулегендарных историях: есть доблестный князь с дружиной и есть враг, которого надо победить. Враги могут быть различного этнического происхождения: печенеги, половцы, ясы и касоги (современные осетины и черкесы), наконец, татаро-монголы. Роднит их то, что все они – "поганые" (не подумайте плохого: это от латинского слова paganus – язычник). Значит, в игре должен фигурировать их жрец. Еще одна отличительная черта: массовую битву часто предваряет поединок вождей противоборствующих сторон.

В связи с этим рекомендуем провести игру примерно по следующему сценарию. Русский князь посылает врагам земли Русской знаменитое: "Иду на вы!". После этого все активно начинают готовиться к боевым действиям: приводят в порядок оружие, молят Бога (или богов) ниспослать им победу, прощаются с женами (которым надлежит печалиться и петь грустные песни). Затем оба войска сходятся на каком-нибудь открытом месте (подойдет лесная поляна), и один из вождей предлагает другому сразиться с ним, дабы не губить дружины понапрасну. Противник, разумеется, соглашается.

Поединок можно провести на мечах, а можно "биться борьбою". Победа присуждается той команде, чей боец одолеет другого в схватке. Исполнители ролей князей должны поэтому обладать особенной ловкостью и физической силой.

Татьяна Николаевна Образцова "Ролевые игры для детей"


Смотрите также: Поторгуемся? Тема торговли.
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:

Светлана Викторовна (16:31:35 02/12/2011):
игры мне очень понравились, можно добавить свои идеи, можно играть с детьми любого возраста. спасибо автору за прекрасные идеи.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет пять умножить на восемь?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "