Как рисовать городецкую розу
Роза - самый главный городецкий цветок.
Из многих вариантов городецкой розы или, как ее еще называют, розы-дикуши, выбраны два основных: роза, написанная по цветному фону, и роза, которую пишут на неокрашенном дереве - по текстуре. Форма цветка и его разделки коренным образом зависят от фона, на котором выполняют композицию.
Вариант 1. Роза с отогнутыми лепестками по фону
Вначале пишут цветной кружок-яблочко поворотом вертикально поставленной кисти.
Далее пишут лепестки: нижний - бантик и боковые - по типу уже известного нам остроконечного листика.
В верхней части центрального большого кружка пишут малый краплачный кружок и от него проводят краплачный серпик с небольшим нажимом. Этим кончается оттеневка.
Наиболее простой вариант разживки розы делают следующим образом:
- В центре краплачного кружка ставят белильную точку;
- Вокруг краплачного кружка проводят белильный серпик с легким нажимом;
- В центре краплачного серпики пишут белилами округлый лепесток, который внутри разделывают тонкими продольными белильными штрихами;
- По бокам от белильного лепестка пишут по две изогнутые белильные тычинки. Если начинающему мастеру удобней выполнять тычинки движением на себя, то следует повернуть рисунок и писать их, начиная с тонкой линии, которая будет постепенно изгибаться и утолщаться к концу.
В нижнем ряду рисунка показаны три разлиных варианта разживки средней части розы, написанной по цветному фону:
- Белильные скобочки по окружности краплачного серпика;
- Двойной белильный лепесток со штриховкой внутри под краплачным кружком;
- Разживка середины розы с помощью скобочек "жемчужинок" и тонких параллельных штрихов.

Вариант 2. Роза, написанная по текстуре
Выполняют красный кружок-яблочко.
Приписывают к кружку красные лепестки-скобочки с нажимом. Каждую скобочку надо выполнять так, чтобы внутри ее был виден фон.
Внутри каждой скобочки-лепестка красным цветом выполняют очень тонкую штриховку, не закрывающую фона.
Серединка розы по текстуре разрабатывается так же, как серединка розы по цветному фону: пишут краплачный кружок и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и "жемчужинок".
Искусно выпоненная роза по текстуре необычайно красива и оригинальна, легка и воздушна, однако никогда не отрывается от плоскости украшаемого предмета.

Последовательность изображения городецкой розы

Занятия с детьми. Методические рекомендации
Занятие 1. "Городецкая роза". Знакомство с декоративным изображение розы в городецкой росписи.
Организация занятия. С детьми следует рассмотреть городецкие изделия, в росписи которых встречается элемент "роза". Пояснить, что так называется цветок определенной формы и цвета.
Необходимо внимательно рассмотреть последовательность выполнения каждого этапа росписи и запомнить название этих этапов.
Выполнение задания. Обратите внимание на последовательность выполнения работы. Сначала крупной кистью (кисть № 4) делается "подмалевка" - цветное пятно. Затем мелкой кистью (кисть № 2) выполняется "теневка" - обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется "оживка" - у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точе (кисть № 1).
Занятие 2. "Солонка". Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционного мотива "городецкая роза".
Организация занятия. Выше представлены различные типы "оживки" городецкой розы. Дети внимательно рассматривают предложенные рисунки и при желании используют их при росписи поставца.
Выполнение задания. При росписи солонки дети могут придумать свою композицию, либо использовать в качестве образца роспись верхней части солонки.

Список литературы далее...
Смотрите также:
Как рисовать городецкий растительный орнамент