загрузка...

Как рисовать городецкий растительный орнамент

Листья, кустики

В городецкой росписи наиболее простыми мотивами являются листики самых разнообразных видов и форм. В сочетании с другими они образуют кустики. Этот мотив в городецких орнаментальных и сюжетных композициях повторяется в букетах и гирляндах, цветочных фризах и вазонах с цветами.

На рисунке предлагается 26 простых растительных мотивов - листов и кустиков, но это число далеко не исчерпывает всего многообразия элементов растений, которые используют на промысле. Каждый мастер не только пишет по-своему те формы, которые мы видим, но сочиняет и свои собственные.

Городецкие листья

На рисунке показаны характерные для городецкой росписи сочетание коричневато-красного фона со светлой зеленью листьев. На таком фоне отчетливо выделяются белильные оживки (разживки) и черные штрихи. Здесь показано, как может быть использован этот несложный мотив: это и одиночный листок, и сочетание трех узорных листков, и кустики, состоящие из пяти, семи и более элементов. На первый взгляд кажется, что мотивы совершенно разные, однако, приглядевшись внимательно, можно различить два основных вида листьев: остроконечный и закругленный сверху - каплевидный. Именно на их основе и строятся многообразные формы кустиков.

Городецкие цветы всегда окружены множеством листьев. Городецкий листок прост и незатейлив по форме: контуром он напоминает семечко тыквы, но эффектность роскошных городецких гирлянд во многом зависит именно от листочков.

Листья закрашивают городецкой зеленой краской.

Если сравнить старинные городецкие росписи с современными, то увидим большую разницу в мастерстве исполнения: мастера нашего времени очень преуспели в виртуозности написания элементов городецкой росписи, а вот форма листочков изменилась мало. Правда, их стали изображать как бы «задом наперед»: прежде они были обращены к цветам широким концом, а теперь наоборот — узким. Я думаю, что это связано с тем, что прежде листочки свободно «витали» вблизи цветов, а теперь в современной росписи, листья компонуются группами в форме веера, а это можно сделать, только сильно утончив один конец листа.

Как нарисовать лист

Лист можно написать так: проведите кистью плавную дугу и соедините концы этой дуги «синусоидой», следя за тем, чтобы листок с одного конца оставался широким (см. рис.).

Городецкие листья

Все листочки с одного бока дугообразные, это — принципиально важная деталь, потому что оживки на листьях проводят черной дугой именно по этому краю листа. Следите за тем, чтобы листочки ни в коем случае не были извилистыми. Они всегда широки, округлы и упруго растопырены.

Теперь закрасьте его Городецкой зеленой краской, это — подмалевок листа. Листья изображаются в два приема: первый — подмалевок, второй — оживки. Оживки договоримся делать пока только черной краской. Тонкой художественной кистью (N1) черной гуашью сделайте дугообразные оживки на листьях. Такие листочки с сильно «оттянутым» кончиком, хорошо компонуются в группы по несколько штук вместе (из одной точки).

Городецкие листья

Заметьте — листочки в городецкой росписи никогда не «прикрепляются» ни к какой ветке, да и «веток»-то никаких в росписи не должно быть.

Каплевидные листики. Двухцветные листья

Обмакнуть кисть в краску, например гуашь или темперу, разведенную до консистенции жидкой сметаны, оправить кисть о край чашечки, снимая излишки краски, и придать ей остроконечную форму. Затем, держа кисть строго вертикально между последними фалангами среднего, указательного и большого пальцв, прикоснуться ее острым кончиком к бумаге и сделать ею короткое плавное, но энергичное движение с нажимом в направлении на себя. В результате должен получиться прямой каплеобразный мазок-листик. Закрепляя прием, надо несколько раз повторить его, делая движение кистью на себя и от себя, чтобы свободно писать листики, обращенные вверх и вниз.

Затем следует опробовать еще один прием выполнения листика. Движение кисти на себя и от себя надо постараться сделать с легким поворотом направо и налево с тем, чтобы получить изображение чуть изогнутого каплевидного листа.

Последовательность изображения каплевидных листиков

Городецкие листья

Опытный городецкий мастер работает быстро и ловко, но начинающему не следует торопиться. Городецкая роспись не терпит плохо написанного мазка. Мазок - это самостоятельный и очень значимый элемент росписи, он должен быть четко и тщательно отработан.

Есть и еще один прием написания подобного листа, который показан на рисунке. Первое движение: кистью с острым кончиком выполнить мазок-скобочку, затем написать встречную скобочку и заполнить краской просвет между ними - получится закругленный сверху лист более крупного размера. Этот прием также требует многократного повторения, чтобы свободно выполнять такой, казалось бы, несложный, новажный элемент.

Овладев приемами написания отдельных листиков, следует попробовать составить из них кустик. Сложность здесь в том, чтобы верно рассчитать (можно сказать, почувствовать) нужное расстояние между листиками, сделать так, чтобы каждый из них читался отдельно, а вместе они составляли единую декоративную форму. Изменяя форму и размер листьев: делая их или почти равновеликими или объединяя вокруг одного более крупного листика, рисуя их более широкими или крупного листика, рисуя их более широкими или узкими, прямыми или чуть изогнутыми, можно достичь значительного разнообразия форм.

В работах современных городецких мастеров постоянно появляются новые выразительные детали растительно орнамента. Одними из таких сравнительно новых элементов стали двухцветные листок и кустик.

Писать их следует двумя оттенками зеленого цвета. Сначала темно-зеленым цветом, например окисью хрома, пишут половинку остроконечного листа, затем более светлой зеленью (окись хрома с добавление белил) выполняют вторую половинку. Можно такой кустик писать одной кистью, но гораздо удобней использовать попеременно две кисти, так как оттенки цвета будут чередоваться неоднократно.

Простые растительные формы городецкие мастера умеют разнообразить путем применения оживок. Свинцовыми белилами и черной краской-сажей они украшают городецкие травы и листья, придавая законченность и своеобразное изящество каждой форме.

Можно тонкой белильной линией обвести каждый из листков, можно проложить по центру листка мелкие "жемчужинки", можно обозначить белилами тонкие прожилки листа. На ярких фонах городецких изделий прекрасно смотрится сочетание белых и черных оживок. В совокупности они придают разнообразие растительным формам.

Но городецкий мастер не закончит на этом работу, а с помощью графических штрихов "разузорит" живописное пятно. И в изящных зубчиках по краю листка, и в изображении прожилок соединяются два желания мастере: быть ближе к природе, но и не утратить городецкой условности в передаче природной формы.

Остроконечные листики

Написание остроконечного листа требует уже несколько более глубокого овладения городецкой манерой письма.

Так же, как и в случае с закругленным листком, построение новой формы начинается с выполнения скобочки, представляющей собой половинку листа. На влажную остроконечную кисть набрать зеленую краску - например окись хрома, и начать с легкого касания острием кисти поверхности бумаги или дерева. Сначала кисть пишет тонкую линию, затем делается нажим с легким вращением кисти - появляется широкая часть скобочки, затем мазок снова утончается, сходя на нет. Половинка листка готова. Вторая его половинка - встречная скобочка - чуть меньше первой. Ее пишут, стараясь не изменить остроконечного силуэта листа.

Остроконечные листики не менее распространенны в городецком искусстве, чем закругленные. У каждого из городецких мастеров есть свои вариации этой формы. Они отличаются друг от друга размерами и пропорциями, видами разживок. Здесь можно встретить разживки не только белилами, но и желтой краской в сочетании с черными штрихами. Работая над формой остроконечного листка, мы продолжим учиться составлять городецкий кустик, постепенно обретая чувство масштаба, точного соотношения отдельных элементов для создания красивого силуэта кустика.

Важно заранее продумать, какие декоративные приемы будут использованы на стадии оживок. Так, уверенная и красивая белильная контурная обводка может поправить неудачно сделанную форму листка, придать ему большую легкость. Если кустик предполагается украсить бахромкой тонких черных "ресничек" (есть и такой прием), то нужно постараться расположить боковые листики на достаточном расстоянии от центрального листа, с тем чтобы и кустик в целом и силуэт каждой детали четко просматривались.

Последовательность изображения остроконечных листиков

Городецкие листья

Занятия с детьми. Методические рекомендации

Задание 1. "Листья и кустики". Знакомство с художественным элементом городецкой росписи - "листочком".

Организация занятия. Рассмотреть с детьми различные цветочные орнаменты на городецких изделиях. Обратить внимание на различную форму листьев, ритмичность их чередования и количество элементов узора. Листочки обычно объединяют в группы из трех, пяти и более штук, как бы вырастающих из одного стебля. Центральный лист, как правило, всегда намного больше боковых. Нередко листочки присутствуют в узоре парами, в этом случае они обычно одинакового размера.

Выполнение задания. Дети рассматривают последовательность изображения листа, где подробно показан порядок выполнения работы. Последовательность росписи стандартная: сначала рисуют общий контур, имеющий вид листовидного пятна, затем осуществляют теневку

и оживку его при помощи тонких штрихов.

Дети воспроизводят листья и кустики на предложенном бланке.

Городецкие листья

Задание 2. "Расписное панно". Закрепление уменя составлять узор из листьев.

Выполнение задания. Дети заканчивают работу над расписным панно добавляя листочки и кустики таким образом, чтобы получилась симметричная композиция.

Городецкие листья

Список литературы далее...


Смотрите также: Как рисовать городецкие ягодки и виноград
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:

Алексей (18:09:16 13/09/2015):
"Мазок - это самостоятельный и очень значимый элемент росписи, он должен быть четко и тщательно отработан." Поэтому на образцах показана как НЕ надо делать мазки?

Гость (11:04:32 09/02/2017):

Polik (16:19:36 09/02/2017):

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет девять умножить на три?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "