загрузка...

Как рисовать Городецкого кавалера

Фигуры городецких кавалеров на старинных донцах, мочесниках, ларчиках, а позднее на створках ширм очень разнообразны. Они различаются по пропорциям, одежде, позам и жестам, но в то же время сохраняют традиционные черты городецкого стиля: в них есть и достоинство, и важность, и мягкий юмор, и лиричность. В их основе реальные, но опоэтизированные местной традицией образы городецких мастеровых, приказчиков, а также заезжавших в Городец и Нижний Новгород блестящих военных, богатых купцов, молодых красавцев-рекрутов. Точность в передаче человеческих типов, их манер особенно бросается в глаза при сравнении сохранившихся фотографий жителей города рубежа XIX и XX веков с персонажами росписи. В то же время и здесь, как и при написании барынек, мастер не стремится к глубокому раскрытию характеров, к психологической выразительности образов. Исключением могут служить лишь очень ранние донца Мельниковых, где в многофигурных сценах "гостеваний" заметно стремление выявить с помощью выражений лиц и жестов настроение участников сценок: одни лица выражают почтительность, другие - недружелюбие или настороженность.

Но чаще художника интересует человек как часть многокрасочной картины окружающего мира, как участник некоего радостного или особо значительного семейного или городского действа. Если же мы разложим на отдельные этапы процесс написания фигурки кавалера, то и тут обнаружим связь этого мотива с более развитой цветочной росписью.

Так же как и при написании женской фигурки, работа начинается с изображения на цветном фоне белильного кружка - лица кавалера. Белила берутся довольно густые, чтобы не было необходимости перекрывать цвет фона несколькими слоями белил.

Лицо обрамляют пышными кудрями (чаще всего черного цвета), как серединку цветка лепестками. При этом характер мужской и женской причесок поначалу не очень различим. Впоследствии мастер украсит женскую прическу локонами, пучком, вплетет в волосы барыньки нити жемчуга, а голову кавалера украсит шляпой, картузом, треуголкой или кивером.

Написав голову кавалера, мастер начинает строить верхнюю часть его фигуры с шеи и плеч: ярким цветом пишет шейный платок или высокий ворот косоворотки и ту часть рубашки, которая видна в вырезе жилета или пиджака.

Несколькими широкими мазками кисти обозначаются плечи, более прямые и широкие, чем у барыньки. Длина плеча примерно равна диаметру лица, но это правило не всегда соблюдается. Мастер непременно вносит в построение каждой фигуры свои авторские коррективы.

Следующий этап - обозначение верхней части фигуры кавалера, который может быть одет и в пиджак, и в более длинный сюртук, и в длинную, почти до колен, цветную рубашку навыпуск и короткий жилет поверх нее. Жилеты бывали и черные и цветные. Как видим на таблице, верхняя часть фигуры кавалера поначалу представляет собой почти прямоугольник, по бокам которого обозначены локти согнутых рук.

Вслед за написанием верхней части фигуры мастер приступает к изображению нижней.

Обычно кавалер одет в брюки иного цвета, чем сюртук. Характерно сочетание черного цвета с синим или коричневым. Как правило, этот городецкий персонаж стоит, опираясь на одну ногу и чуть согнув другую. Одна рука уверенным жестом заложена за борт сюртука, другая опущена и чуть согнута в локте.

Фигурка кавалера наглядно показывает некоторые особенности восприятия городецким мастером положения человека в пространстве. Голова и плечи пишутся фронтально, анфас, а ноги нередко повернуты в профиль - такое положение фигуры соответствует городецкой традиции. Иногда обе ноги кавалера изображаются в профиль, а иногда одна - в профиль, другая - прямо, фронтально.

Ответственная операция - разживка фигурки кавалера белилами. Она производится тонкой кистью, очень тщательно и аккуратно и, как всегда, после полного высыхания предыдущих слоев росписи. Оттеневка применяется здесь довольно редко, в ней просто нет нужды. Зато разживка делается предельно кропотливо. Сначала прорисовываются все детали пиджака или сюртука - воротник, лацканы, ряды пуговиц, петли и нижние края пиджака. Тщательно прописываются очертания рукавов со складочками у локтя, отвороты рукавов. Обычно нарядной изображается и рубашка, отделанная складочками, мелкими пуговками, вышивкой. Любят в Городце и цветные узорные жилеты. Для того чтобы фигурка не выпадала из общего декоративного строя росписи, старые городецкие мастера создали прием разживки такой декоративно не выигрышной детали мужского костюма, как брюки. Их стали разживлять рисунком в полоску или клетку, что, кстати, соответствовало тогдашеней моде.

Лицо кавалера пишется достаточно схематично, теми же приемами, что и лица барынек. В зависимости от содержания сюжетной композиции и характера ее персонажей художник тщательно изображает то щегольские усики, то солидные усы и бороду.

В заключение повторим, что на рисунках дается лишь выверенная временем и мастерством многих художников традиционная схема написания мужской фигурки. Вариантов же было в прошлом и непременно буедт в будущем великое множество.

Кавалер. Городецкая роспись

Список литературы далее...


Смотрите также: Как рисовать Городецкого всадника
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:


Нет комментариев к этой статье, предлагаем Вам обсудить данную статью при помощи формы, расположенной ниже. Выразите свое мнение, написав отзыв о прочитанном на этой странице. Спасибо.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет девять умножить на четыре?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "