загрузка...

Как рисовать Городецкий интерьер

Дом. Узорные полы

Красота и поэзия окружающего мира передается городецким мастером не только в образе цветущего сада - деревьев, кустов, гирлянд, букетов, но и обстановкой уютного и нарядного дома, который, по его представлениям, должен быть у человека.

Городецкий интерьер, написанный со всеми подробностями и с большой любовью, одна из самых своеобразных областей городецкой росписи. Этот удивительный "дом-дворец" появился в городецком искусстве совсем не случайно. Образ терема часто встречается в устном народном творчестве Нижегородчины. Авторов песен, частушек, свадебных припевок так же, как и городецкого живописца, интересуют все подробности обстановки дома - "косящатые окошки", "полики кленовые", "новые горенки", "самовары с золотыми чашками". Даже в любовной тоске обстоятельная городчанка не забывает упомянуть о деталях окружающей ее "богатой" обстановки, что, конечно, не может не вызвать нашей улыбки: "Сяду я на венский стул, руки на грудь положу, до чего любовь доводит, еле по полу хожу!"

Городецкий художник стремится показать нам этот наивно-нарядный городской интерьер не только на прялочных донцах и панно, но и на совсем маленьких изделиях. Там, где нет возможности написать интерьер целиком, он пишет хотя бы его фрагмент - окно с узорным переплетом, пухлое "роскошное" кресло, маленький, с резными ножками, столик. Думается, что изображение устроенного быта находило особый отклик у потребителей.

В среде городецких мастеров разных поколений всегда находились подлинные бытописатели, которые с большой любовью изображали многолюдные праздничные застолья, подробности домашнего уклада, вещи, окружающие человека в быту. Однако задача написания парадного городецкого интерьера отнюдь не проста. Нужно научиться писать затейливые архитектурные детали, узорные полы, причудливые драпировки и занавеси, предметы мебели и др.

Городецкие мастера на протяжении истории промысла по-разному решали задачу пространственного построения своих композиций. На самом раннем этапе это были почти плоскостные изображения: художник как бы выстраивал своих героев и окружающие их предметы на самом краю театральной сцены, у рампы, и прямо за ними располагал "занавес" - цветной фон. Примеры такого решения пространства мы видим на ранних донцах из многих музейных коллекций.

Позднее изобразительное пространство начинает углубляться, появляются второй и третий планы. Большую роль в создании перспективы стали играть изображения узорных паркетных полов, поначалу, вероятно, заимствованных с лубочных картинок, но впоследствии ставших неотъемлемой частью городецкой росписи.

Узорные полы. Городецкая роспись

Узорные полы. Автор А.В. Соколова

На этом рисунке представлены четыре фрагмента городецких узорных полов, разных по цвету, рисунку, ритму, масштабу составляющих их элементов. Мы видим, как с их помощью создается более или менее глубокое пространство интерьера. Важно также отметить, что даже такие геометрические рисунки выполняют "живой кистью" редко прибегая к помощи линейки.

Драпировки и картуши

Сюжетные сцены, написанные городецкими мастерами, поражают торжественностью и значительностью обстановки, в которой происходит их действие. Этому способствуют множество затейливых деталей - узорных колонок по сторонам композиции, необыкновенных картушей, тяжелых драпировок и прозрачных занавесов, прихотливых по рисунку ламбрекенов. В них не меньше, чем в цветочных узорах, сказываются особенности городецкой орнаментики - удивительное сочетание красочного пятна и изысканной графической линии.

Узорные полы. Городецкая роспись

Драпировки и картуши. Автор А.В. Соколова

Предметы обстановки

Разумеется, на рисунках изображены далеко не все вещи, которые встречаются в доме, задуманном, "построенном" и "обставленном" художником старинного промысла. Но это, несомненно, наиболее характерные предметы. Обитые яркими тканями диваны и стулья, большой стол для торжественного городецкого чаепития и разнообразные маленькие столики, так уместные при изображении чинных и в то же время лирических свиданий барышень и кавалеров, часы в фантастических узорных футлярах. Хочется обратить внимание на то, как изображают в городецкой росписи зеркала, также ставшие атрибутом этих своеобразных интерьевров. Художник делит поверхность зеркала по диагонали, одну часть закрашивает белилами, а другую - зеленоватым тоном. Таким простым приемом удается достигнуть эффекта отсвечивающего стекла и даже ощущения глубины пространства, отраженного в зеркале.

Предметы обстановки. Городецкая роспись

Предметы обстановки. Автор А.В. Соколова

Каждая деталь интерьера написана не только с большим мастерством, но и с необыкновенной фантазией. Нельзя не залюбоваться узорными скатертями, миниатюрными букетами на столиках, необычной посудой. Из множества разнообразных городецких самоваров художницей выбран едва ли не самый красивый самовар-ваза, бытующий в Городце с середины XIX века.

Предметы обстановки. Городецкая роспись

Предметы обстановки. Автор А.В. Соколова

Композиция "Чаепитие" представлена здесь как итог изучения приемов построения городецкого парадного интерьера.

Она поможет понять и принципы построения пространства, и приемы размещения фигур за столом, и нерасторожимое единство сюжета-повествования с узором-орнаментом, столь характерное для городецкой народной живописи.

Чаепитие. Городецкая роспись

Чаепитие. Автор А.В. Соколова

Чаепитие. Городецкая роспись

На память. И.К. Лебедев. Расписное прялочное донце. Конец XIX в. Городецкий историко-художественный музейный комплекс.

Чаепитие. Городецкая роспись

Расписная ширма. И.К. Лебедев. 1935 г. НГИАМЗ. Музей истории художественных промыслов Нижегородской обл.

Список литературы далее...


Смотрите также: Как рисовать цветы в городецкой росписи
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:


Нет комментариев к этой статье, предлагаем Вам обсудить данную статью при помощи формы, расположенной ниже. Выразите свое мнение, написав отзыв о прочитанном на этой странице. Спасибо.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет четыре умножить на восемь?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "