загрузка...

Добукварные занятия.

Обучению грамоте предшествует период добукварных занятий. Он продолжается от 1 до 2 месяцев. В это время необходимо устанавить степень ориентации ребенка, уровень развития речи, состояние фонематического слуха, зрительное восприятие, моторику, объём владения школьными навыками (знание звуков и букв, техника чтения, умение записывать буквы, слоги, слова). Обязательно нужно проверить звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи ребенка. Все полученные данные заносятся в дневник наблюдений. Особо отмечаются недостатки психофизических функций, относительная сохранность некоторых из этих функций, возможности продвижения ребенка в обучении. Такая характеристика поможет в дальнейшем целенаправленно вести занятия, правильно планировать их, учитывая как общие, так и индивидуальные особенности ребенка.

Параллельно идёт подготовка детей к обучению грамоте. В период добукварных занятий решаются следующие задачи:
  1. Развитие интереса детей к учению.
  2. Уточнение, расширение их представлений и речи.
  3. Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового анализа.

Основные направления в работе по пробуждению и развитию интереса к учению заключаются в создании таких условий, когда дети постоянно чувствуют необходимость во владении грамотой, когда им предлагают доступные задания, выполнение которых постепенно восстанавливает у ребёнка утраченную уверенность в своих способностях, возможностях, когда широко используются игровые приёмы.

Программный материал добукварных занятий должен быть составлен таким образом, чтобы учащиеся, приобретая точные сведения о природе, жизни детей в школе, в семье, о труде взрослых, продвигались в речевом развитии.

В период добукварных занятий большое внимание требуется уделять развитию зрительного, слухового и речедвигательного анализа и синтеза.

Формирование слухового восприятия начинается с развития грубых дифференцировок, а именно умений различать неречевые звуки окружающего мира, сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами со звуками речи, узнавать людей по тембру их голоса, определять направление звука.

Развитие фонематического восприятия начинается с исправления недостатков и совершенствования фонематического слуха.

Работа по совершенствованию фонематического слуха начинается с сопоставления слов, так называемых фонетических паронимов. Параллельно идёт работа, направленная на формирование простейших операций по звуковому анализу. Необходимо начинать с выделения слова, как наиболее конкретизированной единицы речи. Далее вводится термин "предложение". Составленное предложение делится на слова. После этих упражнений школьники вновь возвращаются к слову и учатся делить его на слоги.

Заключительной работой по анализу речи является выделение звука. Сначала ребенок воспроизводит звук вслед за учителем или родителем. Затем ребенок учится слышать эти звуки в словах и, наконец, выделять их.

Вся работа по анализу речи в добукварный период проводится преимущественно в виде игр. Также используются такие приёмы, как демонстрация предмета и его действия, отбивание такта рукой и т.д.

В период добукварных занятий необходимо уточнять движения артикуляционного аппарата в двух направлениях: закрепления правильной артикуляции и воспитании чёткости произнесения каждого звука.

Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия направлена на совершенствование у ребенка точности, объёма, зрительной памяти, формирование умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, последовательно проводить взгляд при назывании предметов слева направо, располагать предметы в определённом направлении.

Первоначально ребенка учат различать цвет, величину, форму предметов. Далее он дифференцирует предметы по всем этим признакам, знакомися с цветными полосками, с геометрическими фигурами, учится составлять из них различные предметы сначала сам, а потом по памяти, словесной конструкции, что способствует развитию точности зрительных ориентировок, увеличению объёма зрительной памяти, формированию предметно-пространственного воображения.

В период добукварных занятий необходимы занятия по координации движений мелких мышц кисти рук. Упражнения для развития мелких мышц кисти рук могут проводится на уроках ручного труда, рисования. Подобные занятия организуются и непосредственно на уроках русского языка. Упражнения выстраивают в таком порядке:
  1. специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (зарядка для пальцев).
  2. обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм.
  3. рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий.
  4. рисование предметов, по форме напоминающих буквы.
  5. письмо элементов букв.

Смотрите также: Слоговая таблица
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:

lyndi (11:28:52 06/01/2010):
спасибо за прекрасний сайт

Инна (08:44:24 17/10/2013):
Большое спасибо за разносторонний подход к проблеме обучения чтению.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет четыре умножить на два?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "