загрузка...

Детская литература и читетельский опыт дошкольников

Давно известно, что читательский опыт начинает закладьваться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:
  • произведения устного творчества русского народа и народов мира;
  • классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
  • современная литература (русская и зарубежная).

Народное поэтическое творчество - величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребёнка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку. В списки литературы для чтения детям включены песенки, потешки, заклички, календарный детский фольклор, скороговорки, загадки.

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям младшего и среднего дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В природе этих сказок - резкое разграничение положительного и отрицательного. Порождённые народной мудростью, фантазией сказочные образы неподвластны времени. В сказках разнык народов и разных времён встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т.д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они ненавязчиво учат ребёнка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. В волшебных сказках не бывает непоправимых жизненных бед, а тяжёлые людские страдания кончаются благодаря чуду и человеческому упорству.

На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок. В настоящее время литературные сказки популярны во всём мире.

Приобщение детей к поэзии (начинается рано, с колыбельных песенок, потешек, незатейливых по содержанию, но высокохудожественных стихов К. Чуковского, С. Маршака, С. Чёрного, А. Барто и многих других поэтов. Детей постарше приобщают к восприятию серьёзной высокой поэзии — стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Майкова, И. Бунина, С. Есенина и многих других замечательных русских поэтов. В число рекомендуемых вошли также игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной.

В рекомендуемых списках широко представлены различные по тематике рассказы. В одних раскрываются нравственные пролбемы, в других — экологические, в третьих — «подвиги» детей, выдумщиков и фантазёров, лихо завоёвывающих право на самостоятельность.

Итак, круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.

Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе».


Смотрите также: Приобщение к чтению детей от 2-х до 3-х лет
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:

Анна (11:53:38 12/11/2015):
Не могу найти сказку чудесное облачко ни в инете ни в библиотеке.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет два умножить на семь?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "