загрузка...

Чувство цвета. Сенсорное развитие и детское творчество

Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи, художника, скульптора, архитектора, конструктора, музыканта, писателя занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в детстве.

В дошкольном детстве ребёнок рисует и лепит, вырезает и конструирует, зачастую начинает считать, писать и читать. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие и как его результат - готовность ребёнка к школе в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования отечественных психологов показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в 1 -м классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Современный ребёнок рождается и сразу же - с пелёнок и памперсов -попадает в яркий многоцветный мир. Познание этого мира начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания -запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические ("цветные") цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, чёрный.

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины цветовой (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, даёт промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов -оттенок (красно-оранжевый, жёлто-зелёный и др.). Хроматические цвета делятся на две группы - тёплых (от красного до жёлтого) и холодных тонов (от зелёного до фиолетового). Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определённую светлоту и насыщенность. Светлота - это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность - степень его чистоты, то есть примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.

При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-жёлтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым).

Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного названия светло-синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в ещё большей степени к названию оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту "опредмеченные" названия (лимонный, сиреневый и т.п.).

Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребёнка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определённый ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания тёплых тонов от сочетаний холодных.

Очень важно связывать дидактические игры и упражнения на освоение цвета с различными видами детского творчества - рисованием, лепкой, аппликацией. Это научит ребёнка вдумчиво и творчески относиться к цвету.

Не случайно Гёте, один из самых тонких знатоков теории цвета размышлял так: "Цвет сам по себе, независимо от других цветов, воздействует на нас, так сказать, патологически, уводя в область определенных ощущений. Временами цвета нас облагораживают, делая великодушными, временами заставляют опускаться до грубости и вульгарности, вызывают бурный поток устремлений или спокойное течение желаний".

Лыкова И.А., кандидат педагогических наук. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества"


Смотрите также: Словарик юного художника
загрузка...


Комментарии посетителей сайта:


Нет комментариев к этой статье, предлагаем Вам обсудить данную статью при помощи формы, расположенной ниже. Выразите свое мнение, написав отзыв о прочитанном на этой странице. Спасибо.

Ваше имя:
Комментарий:

Сколько будет семь умножить на два?

Введите ответ на контрольный вопрос:

  


Использование материалов сайта http://www.razumniki.ru без письменного разрешения редакции и авторов запрещено.
2006-2014 © " Раннее развитие детей - www.razumniki.ru "